Христианам нужно знать христианское упование
С Божией помощью и с благословения нашего владыки архиепископа возобновляем мы ныне религиозно-нравственные чтения, так усердно начатые и успешно выполненные в прошлогоднюю зиму. С радостью и особенным удовольствием можно отметить то внимание, какое встретили эти чтения у Новгородских православных христиан. Все они посещались многочисленными слушателями разного пола и возраста и общественного положения. Утешительно, конечно, было наблюдать это внимание слушателей самим чтецам. Но тем более утешительно это и им, и всем ревнителям христианского благочестия, что в таком множестве слушателей явно проявлялось желание многих и многих поучиться христианству, уяснить христианское себе упование, чтобы быть сознательным и добрым христианином, чтобы разобраться в разных модных теперь течениях жизни и мысли и не заблудиться с истинного пути, ведущего в жизнь вечную.
А это-то именно желание и имеет особенную цену теперь во всей той сумятице, какая окружает нас и никак не может улечься. Даже больше того: вся эта сумятица вырождается на наших глазах в какое-то озверение, когда люди перестают отдавать себе отчет в своих мыслях, намерениях и поступках. Разврат, бывший прежде отличительным достоянием людей особого сорта, теперь становится разлитым повсюду и среди всех возрастов, разве кроме детского. Молодежь прямо-таки искусственно развращается и литературой, и картинами, и самим укладом жизни. А ведь молодежь – надежда Отечества и Церкви. Пьянство разлилось по всей нашей России и растет, растет все больше с каждым годом, что порождает и обеднение, и вырождение населения, не говорим уже о том, какого нравственного уродства бывает причиной это проклятое пьянство. Совершается полный промен всех духовных и высоких благ жизни на самые низкие и грубо-вещественные, в погоне за которыми люди становятся способными на все самое ужасное. Посему грабеж и убийства теперь уже мало кого и удивляют – так они обычны. И что особенно страшно: грабителями и убийцами являются не те отпетые люди, что, бывало, «шалили» по большим дорогам, – нет, больше все молодежь или из простых, но побывавших в городе да на фабриках, или – еще, пожалуй, больше того – из поучившихся в современных школах, не учение поставивших своей целью.
Но довольно об этом, всем хорошо известном нашем российском горе. Достаточно и сказанного, чтобы видеть, какая нравственная расшатанность охватила наше общество. Если все нами описанное налицо и даже множится и находит сочувствующих и защитников, то, очевидно, начала нравственности совершенно утрачены или выброшены, а если не так, то, во всяком случае, сбивчивы и расшатаны. Но только на этом останавливаться не приходится, ибо сбивчивость и расшатанность начал нравственности говорит о том непременно, что, очевидно, и религиозные начала затуманились или нисколько не выяснены. А с этой стороны приходится прямо в ужас прийти от того поразительного религиозного невежества, в коем многие пребывают или из несерьезного отношения к вопросам веры, или из пренебрежения ими. И, прежде всего, многие ли сознательно и отчетливо объяснят свое христианское упование? Учившиеся по Закону Божию в школе расскажут Священную Историю, ответят на вопросы из Катехизиса по заученному; а объяснить и растолковать все это всякому вопрошающему так, как мы другие вопросы разъясняем друг другу, – это едва ли многие сумеют. Не о той высокой и таинственной области христианства, которую невозможно и передать на человеческом языке, по словам Святого Апостола Павла, – не об этом мы говорим, а о том, что в деле веры сумеет толково рассказать всякий набожный христианин, как добытое его собственным духовным опытом и думами глубокими. А это потому так бывает, что мало и заботятся в большинстве случаев об уяснении дела веры. Даже Евангелие – эту книгу глаголов Живота Вечного – многие ли читали и даже многие ли ее имеют? А ведь это слово Самого Господа Спаса к нам, это Его воля и завет нам на вечную и спасительную жизнь. А если так, то разве можно знать веру, жить по вере, никогда и не исследовав законов веры по ее вечной книге? От этого и бывает, что теряются люди в течениях жизни, не знают, как им разобраться в них, считать ли их согласными с христианством или нет. От этого же такая податливость современных людей на всякое новое учение и новых учителей. Не потому так падки на это люди, чтобы они разубедились в истинах веры, а новое учение было так высоко и убедительно, – нет, а потому лишь только, что своей-то веры и не уразумели толком, не знали ее высоты и красоты. Всего яснее это показал недавно пустой шум около имени еретика Толстого: высказывались за чествование его даже многие искренние несомненные христиане, исправные в исполнении правил своей веры, – только потому, что они по малопросвещенности в вопросах веры не умели усмотреть в Толстом еретика; и вот такие христиане вместе со всеми безбожниками собирались чествовать человека, который отрицает божество в Господе Иисусе Христе, смеется над почитанием Святых и их Мощей, высмеивает Святейшую Тайну Тела и Крови Христовых, издевается над всем нашим богослужением, наконец – на Самого Бога смотрит только как на жизнь этого мира, а не как на личного Творца и Промыслителя и Спасителя нашего. Да и те, что говорят о своем неверии, что открыто глумятся над верой и над всем, что нам дорого и свято, – разве они сознательно и намеренно сделались такими? Разве они понимают то, что поносят и отрицают? Разве они, испытавши всю область религиозной жизни, пришли к заключению, что это все не имеет никакого значения, что все это лишь пустое суеверие? Нет и нет. Напротив, от полного религиозного невежества, от крайнего непонимания, а правильнее сказать, от полного незнания учения нашей веры они дошли до такого отрицания и будто бы неверия. Они никогда не задумывались серьезно над вопросами веры, даже не приложили к ним и того малого внимания, какое обыкновенно оказывают люди один другому, когда хотят узнать друг друга хоть для простого житейского знакомства. Поэтому они и сами не знают и не понимают, что делают и чего лишаются, удаляясь от веры и ее тайн. О них лишь с сожалением приходится говорить все это, ибо неразвитое их религиозное чувство сделало их совершенными дикарями в этой области, зачерствевшими духовно настолько, что они не способны познать высоту христианской жизни даже и тогда, когда видят ее воочию открывающейся перед ними.
Все это мы говорим для того, чтобы выяснить, насколько необходимо религиозное образование, изучение истин и жизни веры и насколько опасно пренебрегать этим высоким и первейшей важности делом. Чтобы не пострадать духовно от той расшатанности религиозно-нравственной, какая нас окружает, чтобы не опуститься и до полного религиозного одичания и извращения или даже убийства религиозного чувства, – нужно учиться и учиться вере, испытывать Божественные Писания и писания церковные, чтобы иметь возможность дать ответ всякому вопрошающему о нашем уповании. Нисколько не говорит против сего то, что есть неверы или маловеры и отрицатели из прошедших целый курс богословия. Нет, подобные люди, очевидно, вовсе и не задумывались над изучаемой ими высокой священной областью духа и жизни, никогда и не жили истинами веры, не проводили их в чувство своей души. Они, очевидно, поступали с высокими истинами веры так же, как поступает невежда, скажем, в музыкальном искусстве, когда, барабаня пальцами по клавишам инструмента и не умея исполнить стройно ни одной целой песни, – когда такой говорит, что и нет ничего хорошего и красивого в музыке, и не понимает он, почему ею так многие увлекаются. Так же точно поступают с верой и те, кои, изучивши книжки о ней говорящие, не постарались приложить изученное к своей собственной жизни, проверить и испытать то опытом своей личной духовной жизни, не войдя в общение с Божественной жизнью даже в минутной, но целодушной и глубокой своей молитве, способной действительно вознести человека к престолу Вседержителя – нашего последнего и высочайшего упования всей жизни. Ведь это так понятно и обязательно, что приходится лишь сожалеть, видя, как легко люди забрасывают дело исключительной и жизненной области духа и веры. Ибо желающий быть писателем – изучает литературу и писания нужных ему умных людей и сам в том упражняется; желающий быть доктором – изучает все, что касается этого трудного и ответственного дела; желающий быть строителем зданий и храмов – исследует все, что касается этого искусства и сам присматривается к строительному делу на месте. И во всем прочем в жизни мы так поступаем. А область веры не хотят люди изучить и испытать тем же самым путем, не хотят и малого даже внимания душевного уделить ей и легкомысленно выбрасывают ее из своего обихода, облекая сами себя на бессмысленное проживание под солнцем. Ибо пусть они – такие безрелигиозные и отрицатели, оставивши громкие слова и фразы, искренно и душевно объяснят нам, в чем же они полагают смысл своей жизни на земле без веры в Бога и в загробную жизнь? Если они пришли к мысли, что умрет человек – и тем кончается вся его жизнь и за гробом уже ничего не будет, то не останется ли им одно – жить исключительно животной жизнью в полное свое удовольствие? Да и доходят они до такой жизни и на самом деле, в пакостях и нравственной грязи превосходя даже бессмысленных животных, от которых они с особенным удовольствием производят свою родословную, говоря, что человек не Богом сотворен и не имеет богоподобной души, а произошел от обезьяны.
А мы не последуем сим невегласам, но опасаясь, как бы не опуститься до их ослепления духовного, обратимся к изучению истин, возвещающих нам о святейшей Божественной жизни, по мере сил своих постараемся вникнуть умом и сердцем во все содержание нашей спасительной христианской непорочной веры. Грамотные и образованные – читайте Святое Евангелие, жития и творения Святых Отцов и другие учащие вере книги. Всего этого так много теперь напечатано, и так все это дешево, и так все это удобно приобрести, что и говорить не приходится. Рядом здесь есть братская лавочка книжная, там всякий может достать себе подходящую книжку для набожного и разумного чтения и поучения в вере. А неграмотные – просите и заставляйте грамотных читать вам и рассказывать о вере и жизни по вере. Вот и будете добрыми и сведущими в вере христианами, подражателями святой нашей христианской старины, заботившейся о христианском просвещении прежде всего и выше всего. Спасительную веру Христову знали тогда все ясно и твердо, с детства наставленные в ней сердечным научением душепопечительных родителей. Вот, например, что рассказывается об одном мученике. В древности враги христианства привели к допросу языческого судьи одного христианского мальчика. «Откуда узнал ты христианское учение о Едином Боге?» – спросили мальчика. «Мать моя, – отвечал он, – научила меня, а она узнала от Бога: Святой Дух наставил ее на сию истину для того, чтобы она внушила ее мне в моей колыбели. Когда я питался грудью моей матери, тогда я и научился верить во Христа». Так священные гимны и песни о вере Христовой были колыбельной песней для христианских детей, и под тонкие и плавные мягкие материнские звуки этих песен душа ребенка незримо исполнялась познанием Божественного, вместе с телесным его возрастом восходила и сама в меру возраста исполнения Христова. А с какой мудростью твердо и ясно исповедали перед мучителем жестоким свою веру в Бога Отца Небесного три юные дщери Вера, Надежда и Любовь, наставленные в том своей мудрой во Христе матерью Софией! Сей-то ревности древних христиан подражали усердно и наши предки, первее всего заботясь о Божественном, о познании воли Божией. Они еще до изобретения книгопечатания в свободное время с любовью и тщанием переписывали своей рукой слово Божие – Святую Библию, писания Святых Отцов Церкви и прочие душеспасительные книги; книгу слова Божия украшали серебром и золотом и хранили вместе со святыми иконами. В свободный час они брали ее в руки с благоговением, как святыню, и , сотворив крестное знамение, раскрывали и читали вслух в поучение детям и домочадцам. И так было по всей нашей стране. Вот где и объяснение того высокого христианского просвещения и набожности древних Россиян, которой так удивлялись иностранцы и о которой со слезами глубокого умиления рассказывал один из них – диакон Павел Алеппский, описатель путешествия по России в XVII веке Антиохийского Патриарха Макария. Этой нашей благочестивой старине родной и нам всем надлежит подражать в деле научения вере – ей, а не тем нашим не верящим в родную Великую Россию либералам, которые, как попугаи глупые, врут о невежестве и суевериях Древней Руси. Не время и не место теперь говорить здесь об этом подробно, а мы могли бы документальные многочисленные доказательства привести о том, что старина наша была несравненно грамотнее теперешней Русской земли, которой взялись управлять разные либералы да освободители. Ей подражать и у нее нам следует учиться вере и уразумению веры. Это и должно быть первейшей обязанностью всякого из нас дома. А здесь усердствующими чтецами вместе с тем для желающих будут предлагаться чтения, уясняющие дело веры и на все в жизни научающие правильно смотреть при свете веры и Евангелия Спасова. Как живописец, или музыкант, или писатель постоянно упражняются в своем художестве, чтобы рука не загрубела, так истины веры и жизни по вере постоянно нужно возобновлять в своей душе, чтобы не умереть смертью духовной и не охладеть к вере.