Ходите достойно своего звания. Слово к духовенству Томской епархии
Трудное время переживает русский народ: прежние формы государственной жизни признаны недостаточными, и народу, в составе Государственной Думы, высочайше предложено испытать новую форму государственного строительства; но это новое учреждение еще не приобрело устойчивого вида и необходимых для производительной работы традиций: прежнее признано неудовлетворительным, а новое пока тоже не удовлетворяет. Время перехода от старого к новому – тяжелый, болезненный процесс.
Некоторые из сектантов и раскольников хотят оправдать свое отступление от Святой Православной Церкви обвинением пастырей Церкви в том, что они якобы не ходят достойно своего звания... Порицая в некоторых служителях Церкви разные пороки и слабости, отступники от Церкви уподобляют их соли обуявшей, ни к чему иному не годной, как только к тому, чтобы она была изсыпана вон и попираема человеки (Мф.5:13). Хотя такое огульное обвинение и порицание православных священников со стороны отступников и хулителей Святой Православной Церкви и не заслуживает полного внимания, как выражение ненависти, озлобления и желания оправдать себя через несправедливое обвинение других, однако же нельзя не прислушиваться к словам и врагов, иногда говорящих с ложью и долю правды. Если в общем пастыри вверенной ведению нашему паствы стараются ходить достойно своего звания, тем не менее нельзя отрицать и того, что среди достойных есть и немощные, мало внимающие себе и своему стаду, преданные тем порокам, от которых предостерегает Апостол, говоря, что епископ должен быть не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив (1Тим.3:3). Нельзя также не обратить внимания и на тот совет, какой преподает Апостол в том же месте своего Послания к Тимофею, прибавляя к вышесказанному о пастыре, что ему надлежит иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую (1Тим3:7). В этом отношении пастырь должен остерегаться не только того, что явно преступно, но и того, что предосудительно в нем как служителе Христа, учителе веры и благочестия, хотя бы это в других, мирских людях и допускалось как дело безразличное или не безусловно греховное. К числу таких предосудительных поступков и греховных навыков должно отнести картежную игру, курение табака и нарушение постов. К прискорбию, то, и другое, и третье в наше время составляет общую слабость не только жителей городов, но и сел и деревень. Для непривычного взгляда странно видеть, когда почти все углы дома, куда собралось общество, иногда весьма почтенное, для семейного праздника домохозяина, заняты игорными столами, а гости как бы превратились в играющих детей, занятых картежной игрой со всей серьезностью, достойной лучшего употребления. Все здесь играет, все курит. Играют муж и жена; играют мать и дочь; играют отец и сын; играют старец и юноша, всякого звания и состояния, а с ними сидит священник или иной служитель Церкви, в рясе или без рясы. Все здесь курят: курит женщина и девица, курит, к стыду нашему, и почтенный иерей. Странно видеть сидящую за игорным столом и курящую женщину или девицу, но еще страннее, до болезни сердца прискорбнее видеть тут и служителя Церкви. О, иерей, помни, кто ты и чем ты здесь стал? Разве здесь твое место – за игорным столом? Не пред престолом ли Божиим пасомые привыкли тебя видеть? Священник Божий! Зачем этот курительный дым из уст твоих? Не курение ли фимиама пред Господом и освящение благовонным дымом кадила молящихся во храме вверено тебе? Из уст твоих исходят слова Христовы, которые суть свет и жизнь, – а теперь исходят из них клубы этого дыма, отуманивающего головы и расслабляющего чувства.
Вот еще слабость, допускаемая некоторыми священниками, – не говорю о прочих членах причта, так как внимание пасомых всегда более обращено на пастыря, чем на других, подведомых ему клириков, – это нарушение постов. Благочестивые люди не одобряют такого пренебрежения к уставам Церкви и в светских людях, а когда видят это у духовных лиц, а особенно в семье священника, то весьма соблазняются. Когда глава духовной семьи допускает нарушение постов, то он грешит сугубо: и как нарушитель заповедей, и как соблазнитель немощных, за которых Христос умер (1Кор.8:11). Поэтому он даст ответ не только за свой грех, но и за тех, кого он ввел в соблазн. А если у него есть свои родные дети, то и за них отвечать будет пред Богом, если воспитает их в том же пренебрежении к священным уставам. Много огорчения приносят такие дети воспитателям, когда поступают в духовное учебное заведение, где воспитание совершается в строго духовном духе. Поймите, отцы, какой разлад происходит в душе ваших сыновей и дочерей, когда они видят вас бесстрашно нарушающими те уставы Церкви, соблюдение которых требуется от них в учебном заведении. Что будете отвечать детям вашим, когда они спросят вас, почему здесь, дома, не требуется поста, тогда как там, у них, он неуклонно соблюдается? Не придется ли вам, отцы, говорить тогда детям своим кривду, оправдывая себя и осуждая начальников и воспитателей детей якобы в излишней строгости?
Некоторые лица городского духовенства во дни семейных праздников, когда таковые приходятся в постные дни, поставляют на стол вместе с постной пищей и скоромную. Гости, конечно, молча кушают все предлагаемое, но в то же время мысленно, а потом явно, на стороне, осуждают духовного отца за столь открытое пренебрежение церковных уставов.
О, иерее, устыдись своей слабости! Напрасно ты, возлюбленный, будешь извинять чем-либо свои дурные привычки, свои желания угождать людям, нарушая заповедь Господа и уставы Церкви. Ничем ты не оправдаешь себя в том соблазне, какой производишь своим чревоугодием среди семьи своей, среди пасомых твоих – этих младенцев веры, желающих видеть в священнике образ верным в слове и житии (1Тим.4:12). Разве не знаешь, какому осуждению подлежат соблазнители? Разве не помнишь грозного изречения Владыки нашего и Господа о соблазнителях: лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф.18:6)? Ужели мы, проповедники и учители народа, маловерно будем думать, что наши слабости не таковы, чтобы заслуживали такой кары, какой грозит соблазнителям Пастыреначальник? Вспомним сынов Илия первосвященника, соблазнивших народ своим предосудительным поведением и подвергшихся гибели, погубивших своего отца, не принимавшего достаточно сильных мер к исправлению слабостей сынов своих.
Если неприлично для священника курение табака на соблазн немощной братии, то сколь тяжкий грех будет лежать на совести того, кто допускает таковую слабость до литургии в тот день, когда он готовится к священнодействию! Желание извинять таковой грех чем бы то ни было будет только новым грехом непщевания (оправдания) вины о гресе (Пс.140:4), усиливающим тяжесть первого греха. Если грешно нарушение поста для мирянина, то грешнее для духовного лица, еще грешнее для священника; а еще тяжелей грех, когда этим производится соблазн среди пасомых, когда через это развращаются дети самих соблазнителей. Грех этот еще усугубляется, когда он не очищается покаянием. Грешник, сознающий свой грех, в очах Божиих заслуживает большего снисхождения, чем тот, кто грешит и говорит: «Это не грех» или «Не взыщет Бог!». Опасное самооправдание! Если признается грехом естественное утоление жажды, если бы кто допустил таковое пред причащением Святых Христовых Таин, то тем более грешно удовлетворение прихоти.
Итак, не обманывай себя, немощный брат, и не оправдывайся, но лучше сокрушенно покайся о немощи твоей и моли Господа, да помилует тебя и избавит от греховной привычки, дабы не испытать гнева Божия, может быть, в сей еще жизни и непременно в будущей, если покаянием и исправлением не очистишь своего греха. Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян.20:28). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16).
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами!