Проповеди на праздники:


Характеристика Ефесской Церкви

В начале четвертого периода истории апостольского века мы почерпаем косвенные сведения об Ефесе из обоих Посланий ап. Петра и из Послания Иуды. Свидетельство этих источников в основном совпадает. Усиленное внимание руководящих деятелей первого христианского поколения к Церквам малоазийским, в частности и в особенности, к Церкви Ефесской, говорит о её особом значении. Большая важность Ефесского центра доказывается способностью Ефесских христиан вместить возвышенное догматическое учение. Эта способность должна быть поставлена в связь с преизобильным излиянием Святого Духа в первые же годы Ефесской Церкви (ср. Деян.19:1–20). Она подтверждается учением Еф., представляющим, как мы отмечали, вершину мистического богословия ап. Павла. В Еф. возвышенная христология есть основание учения о Святом Духе и учения о Церкви. Мы отметили возвышенную христологию и в отдельных замечаниях Посланий к Тимофею (ср., напр., 1Тим.3:16), а учение о Церкви есть тема, к которой непрестанно возвращаются и Павел в этих же Посланиях (ср., напр., 1Тим.3:15; 2Тим.2:19–21), и Петр – в Первом Послании (ср., напр., 1Пет.2:4–10). Ударение на учении о Церкви в обращении к Ефесским христианам представляет особый интерес: оно связано с тем положением, которое закреплялось за Ефесской общинной в христианском мире: не будучи положением иерархического центра, оно, тем не менее, было настолько заметно, что не могло не содействовать росту церковного сознания. Но эти же писания свидетельствуют и о распространении еретических заблуждений в Ефесе. Ап. Павел предвидел их появление, возвращаясь из третьего путешествия (ср. Деян.20:29–30). Из римских уз он боролся с ересью в Колоссах (ср. Кол.2:8–23). Но, как мы видели, полемика Кол. слышится и за положительным учением Еф. (ср. Еф.1:20–21, 3:10). Мы вправе думать, что колосское лжеучение имело приверженцев и в Ефесе. О наличности лжеучений свидетельствуют и Послания к Тимофею, и 2Пет., и Иуд. Расположенные в этом порядке, наши источники позволили нам усмотреть и эволюцию ереси, отнесённой нами к общей категории иудаистического гносиса. Этого рода лжеучения были распространены во всем христианском мире. На острове Крите Титу приходилось бороться с теми же заблуждениями, что и Тимофею в Ефесе. Но укоренение ереси в Ефесе могло быть связано и с местными условиями. Жизнь, бившая ключем в Ефесе, вела к скрещению разнообразных влияний. Ереси были неизбежным следствием центрального положения Ефеса в жизни общекультурной и в жизни церковной. Есть и особая опасность высоты. Чем больше духовный успех человека, тем большим опасностям тонкого обольщения он подвергается. Этих опасностей не избежали и Ефесские христиане. Как и возвышенная христология, Ефесские ереси говорят о том же исключительном значении Ефесского центра. В начале четвертого периода истории апостольского века малоазийским христианам пришлось пережить и первые гонения за Христа. Это вытекает из 1Пет., положительное свидетельство которого не обесценивается молчанием других источников. Правда, общий характер тех отрывков 1Пет., где говорится о гонении, не позволяет ответить на вопрос, задело оно Ефес или имело место в других провинциях Малой Азии, упомянутых в обращении 1Пет.1:1. Но даже если оно и не коснулось Ефеса, оно не могло не произвести сильнейшего впечатления на Ефесских христиан. В четвертый период истории апостольского века весь христианский мир вступил под знаком начавшегося гонения на Церковь.

Проповеди на праздники:

Наверх