Проповеди на праздники:


Како пребывают вернии (о хранении залогов благодати). Беседа при посещении сельских жителей

Посещение архипастырями вверенных их попечению Церквей получило начало от времен апостольских. Так, апостол Павел, кончив проповедь во многих областях, городах и основав там Церкви, говорил своему сотруднику Варнаве: подобает посетити братию нашу во всех градех, в нихже проповедахом слово Господне, како пребывают (Деян.15:36). По примеру апостолов и доныне архипастыри, как преемники апостольского служения, посещают сельские и городские церкви не для того только, чтобы видеть церковные здания, узнать, как пастыри исполняют свои обязанности, – хотя и этого не оставляют без внимания, – но по преимуществу для того, чтобы видеть, како пребывают вернии. Итак, желали бы мы вопросить вас: како пребываете, как живете вы, возлюбленные о Господе? Сохранили ли вы в чистоте ту одежду, в которую вы облачены были в день рождения нашего в купели Крещения? Сохранили ли вы те обеты, которые вы тогда давали? Знаете ли вы об этих обетах? Знаете ли, что вы на вопрос священника: «Отрицаеши ли ся сатаны?» – отвечали: «Отрицаюся от сатаны, и всех дел его, и всея гордыни его, и всего служения ему»? Когда же священник вопрошал вас: «Сочетаваеши ли ся Христу?» – вы отвечали: «Сочетаваюся». Правда, вы сами не давали таких ответов, как младенцы, – за вас отвечали восприемники, как поручители за вас. Но когда вы достигли совершенного возраста, то, конечно, признали себя сознательно христианами и, следовательно, приняли на себя те обеты, какие давали за вас восприемники. Следовательно, вы сознательно сочетались Христу, уверовали в Него как Царя и Бога и поклонились Ему.

Что же означает сие сочетание Христу? То, что душа верующего сочетавается Христу, как невеста сочетавается жениху. После этого оба они, жених и невеста, становятся как бы одним человеком, два тела – одним телом, две души – одной душой.

Так делается и с верующим, крещающимся и сочетавающимся со Христом. Верующий и крещающийся прежде всего совлекается ветхого человека. Что это значит? Ветхим человеком называется та греховность, с которой рождается человек от родителей. Это греховное состояние называется прародительским грехом, то есть грехом, переходящим на людей от прародителя Адама. Эта-то греховность и снимается с него. Вместо того он облекается во Христа – а это значит, что вся праведность Христова переходит на сочетавшегося со Христом и крестившегося. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3:27). В знамение сего крещающийся облекается в белую одежду. После сего ему, как оправданному, как святому, даруется благодать Святого Духа и в знамение сего полагается на него печать сего дара через помазание членов его тела святым миром; крестившийся становится храмом Святого Духа. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16).

Итак, все вы сочетались со Христом, как невеста с женихом, стали единое со Христом: вы напоены духом Его, вы напитаны Плотью и Кровью Его, вы стали обителью Святого Духа. Вот какой чести вы удостоились, вот какой святыни сподобились! Итак, вопрошаем: сохранили ли вы все это? Пребыли ли верными Христу? Не возвратились ли к сатане, от которого отреклись? Цела ли та чистая, белая, святая одежда, в которую вы облачены в Таинстве Крещения? Цела ли та печать дара Духа Святого, которой вы запечатлены были в день обновления и спасения вашего через первые спасительные Таинства – Крещение, Миропомазание и Причащение? Не загрязнили ли, не осрамили ли вы ее? Осмотрите эту печать: не изглажена ли она вами? Гордость, непокорность, гнев, зависть, ненависть, скверные помышления, скверные деяния, пьянство, обман и другие пороки – вот те пятна, которыми оскверняется одежда крещения. Отпадения от веры, от Церкви, богохульство, намеренное противление призыву благодати, упорная нераскаянность – вот чем изглаждается печать дара Святого Духа. Что же после этого ожидает такого грешника? Та же участь, какая ожидает и некрещеного, то есть вечное осуждение. Но по милосердию Своему Господь не хочет погибели грешника. Он хочет, чтобы все пришли в познание истины и покаялись в грехах своих. Он положил согрешившему после крещения покаяние и дал власть служителям Своим прощать грехи кающимся.

Пользуетесь ли этим спасительным средством? Каетесь ли в грехах ваших, исповедаете ли их пред священником? Приносите ли плоды покаяния? Стараетесь ли исправиться в тех пороках, в которых признаетесь пред духовником? Ведь истинное покаяние не в том состоит, чтобы говорить пред священником: «Грешен, грешен, во всем грешен» – без участия сердечного в том, что исповедуешь устами. Истинное покаяние бывает тогда, когда грешник жалеет, сокрушается о содеянных им грехах, в сердце своем имеет решимость начать исправление в грехах, особенно же в главнейших из них. Если после исповеди человек действительно начнет борьбу со своими пороками: например, если бы кто решился после исповеди воздерживаться от винопития, стал бы удаляться от тех мест, где собираются для попоек, – это означало бы, что он принес истинное покаяние. Если бы кто возвратил найденное и утаенное хозяину сего, если бы кто простил обидевшему его или испросил прощения у обиженного им, если бы кто стал воздерживать язык свой от злословия, сквернословия, клеветы, то все таковые показали бы, что принесли истинное покаяние и стали приносить плоды покаяния.

Если бы таковые и не совсем исправились, но хотели исправиться или только начали свое исправление и если бы в таком состоянии постигла их смерть, то и тогда они не без надежды на помилование перейдут в другую жизнь. Ради молитв Церкви, ради милостыни, творимой здесь, на земле, за души умерших, а паче всего – ради Бескровной Жертвы, приносимой здесь, в храме, грешник получает облегчение или совершенное помилование еще до Страшного Суда или же получит это в день последнего Суда. Лишаются надежды на посмертное избавление от геенны только те христиане, которые отпали от веры, или, пришедши в глубину зол, совершенно вознерадели о себе, умерли без покаяния или в отчаянии, подобно Иуде, лишили сами себя жизни. Души таковых грешников уже не подвергаются посмертному суду, как души скончавшихся христианской кончиной, но прямо низвергаются в ад.

Слава неизреченному милосердию Божию! Слава Искупившему нас, Омывшему нас от грехов в Таинстве Крещения! Слава Напитавшему нас Хлебом жизни – Плотью и Кровью Своею. Слава Милующему грешника и после того, как он оскверняется грехами и после Крещения, чрез Покаяние очищающего его от грехов! Слава и по смерти Дарующему грешникам покаявшимся помилование!

Будем же молиться, чтобы Господь всем нам даровал христианскую кончину, безболезненную непостыдну, мирну, и добрый ответ на Страшном Судище Своем.

Проповеди на праздники:

Наверх