Какими путями привходит сектантский соблазн в среду православных
И в телесный организм болезнь привходит путями наиболее для нее доступными, на которых организм наиболее уязвим. Узнать это весьма много значит в деле уврачевания болезни телесной. Так точно и в духовные организмы болезнь заносится со стороны его наибольшей уязвимости. Историческая перспектива показывает, что все беды, какие постигали Святое Православие, обнаруживали не его слабость, а слабость носителей его. И такая, например, трудная пора, как арианство, господствовавшее весьма долгое время и гнавшее православных, – оно имело успех потому, что в то время после минувших гонений и в Церковь вступали не всегда достойные люди и по убеждениям весьма невысоким. По словам же святителя Григория Богослова, не только иерейские, но и архиерейские кафедры были заняты далеко не лучшими лицами. Но это испытание, судом Божиим, только очистило Церковь от недостойных ее членов, извело на дело лучших ее чад и прославило Святое Православие.
Наше сектантство основывается на том же – на наших слабостях. У них даже принято за правило – не восставать на Православие решительно и открыто, но прежде того указывать на недостатки как среди православных, так особенно среди их пастырей, поступая по слову: поражу пастыря и рассеются овцы стада. С этою целью они православным указывают на очевидные недочеты: на поборы, на нетрезвость, непопечительность о пастве, неучительность. Первый укор, конечно, особенно понятен бывает для православных при теперешнем материалистическом направлении жизни и при соответствующей революционной распропагандированности. Конечно, и сектантские наставники существуют поборами и даже гораздо большими, чем у православных, – за невзнос тех или иных приношений на евангельскую проповедь у них даже отлучения практикуются. Но это все бывает уже после, когда слушатель сделается их «братом»; при совращении же его об этом, разумеется, умалчивается. Однако денежные соображения весьма многих смущают и поселяют подобным путем недоверие к духовенству, особенно когда тут же указывается и на другие частые недостатки среди духовенства православного, о которых упомянуто выше и которые, несомненно, существуют. Такому уже сомнения исполненному православному христианину далее более уверенным тоном указывают и на недостатки во всей жизни православных, как на несоответствие высоким заветам Евангелия. Итак, осторожною и умелою беседою сомнение в душу православного вложено; неудовлетворенность установившимся укладом жизни закралась в его душу; недоверие к духовным пастырям уже зародилось.
Такому, на распутии и в смущенном раздумии оказавшемуся человеку далее и указывают уже все положительное, что может завлечь его в сектантство. А это положительное для предубежденного уже православного весьма понятно и очевидно. Это: простота сектантской веры в свою спасенность и свобода от всякого подвига, каким достигается христианское высокое спасение, дружная воодушевленная деятельность всех сектантов на общее дело проповеди Евангелия, личное всякого «брата» участие в этом, как в своем собственном деле; наряду с этим общая с общим умилительным пением молитва, особенно при экзальтированности сочинителей молитв на самом же собрании, жизненная, простая, умилительная и воодушевленная даже до слез проповедь о святой жизни спасенных Кровью «дорогого Иисуса» братьев; затем организованная взаимопомощь среди сектантов, трезвость и порядочность вообще поведения в жизни; наконец, весьма привлекательные разного рода духовно-образовательные кружки и содружества среди сектантов с целью научения евангельской жизни, изучения Библии, научения сектантскому пению, чтения сектантских журналов и иных изданий. Все это, несомненно, многих, особенно горячих и деятельных, может увлечь на сектантский путь; и стоит такому однажды-дважды побывать на сектантских собраниях, на которых он непременно будет поручен негласному, но умелому руководительству какого-либо «брата», – как такой уже на полпути к секте. При этом разумеется, что тот дух протеста Православию, дух осуждения и гордыни, которым исполнены сектанты, – он в совращении православных не показывается и, следовательно, смутить не может соблазняемого; когда же он сделается «братом», тогда и сам будет исполнен того же настроения.
Так улавливаются души православных в сети сектантства. Но это все свидетельствует о том, что и в самом сектантстве дело налажено умело и строго рассчитано. Так это и есть. При всех разветвлениях сектантства, при всех разделениях, пререканиях и даже вражде, какая часто там происходит, выплывая часто и на страницы сектантской журналистики, где сектанты взаимно друг друга даже проклинают, – при всем этом в деле похода на Православие и в деле развития собственно сектантского процветания мы замечаем там удивительную сорганизованность и планомерность в деятельности, которая как по камертону развивается так, как это решено на каком-либо конгрессе или съезде или в каком-либо совете и управлении, как полномочном органе. Если там решили, например, наводнить какую-либо местность сектантскою литературою, или заполнить сектантскими проповедниками, или завлечь православных благотворительностью, детскими садами и т. п., то непременно так это и будет сделано. Наряду с этим все сектантство проникнуто духом миссионерствования, как своим живым нервом, без которого оно не было бы и сектантством. Оно ставит своею целью и объявляет святою обязанностью своих «братьев» – всячески привлекать православных в свою среду. Мало того – всякий «брат» обязывается и сам быть проповедником Евангелия неверующим, под которыми разумеются православные. За последнее же время у них поставлено за правило, чтобы всякий «брат» непременно определенное время занялся проповедью и тем принес бы духовную жертву Богу. Особенно для этого они умеют использовать запасных нижних чинов, возвращающихся на родину, и прислугу, уходящую на побывку в деревню. Им ставится в обязанность – там, на своей родине, непременно сеять слово Евангелия и привлекать верующих в число «братий». Как видим, это верный простой и вместе с тем дешевый способ пропаганды, особенно если для этого избираются подходящие люди. Это умело поставленная народная сектантская миссия.
Такими путями привходит сектантский соблазн в среду православных. Как видим, дело ведется умелыми руками и весьма настойчиво направляется к намеченным целям. Такими человеческими силами и средствами располагающий, Богом попущенный для нашего испытания и уврачевания, враг, без сомнения, не безопасен. Но волноваться и падать духом нам не следует: с нами Бог, мы содержим Божественную истину, мы имеем чистый свет Христов, хотя часто и под спудом его носим. Нет, не волноваться нужно при таком нашествии сектантства на Церковь Христову, какое мы теперь наблюдаем.
Надлежит спокойно и уверенно делать наше церковное дело, охраняя паству от волков в овечьей одежде и руководя чад Церкви до полного вселения в них Христа. Тому же, чем хочет быть сильно сектантство, мы противоставим свое соответственное оружие. И у нас должно быть полное всех единодушие и соорганизованность с деятельным и воодушевленным всех участием в общем церковном деле и в противостании всякому опасному еретичеству. Враг силен временно нашими слабостями, в чем и сам он признается открыто, – пусть не будет этих слабостей укорительных. Враг не спит и усиленно проповедует своего «дорогого Иисуса» – высоко поставим свою проповедь, унаследованную нами от великих Вселенских Отцов и Учителей Церкви – проповедь церковную, живую и умилительную. Враг завлекает своими молитвенными собраниями с общим пением, – но мы имеем великое и умилительное училище благочестия в своем богослужении; поставим его в лучшем и умилительном виде, научим всех православных едиными усты славить и воспевать Бога, дивного во Святых Своих, нашими трогательными церковными песнопениями; дадим возможность и отдаленным от храмов пасомым помолиться Богу и воспевать Его совершением богослужения и по деревенским часовням, и по школьным помещениям. Враг наш научает своих верующих уметь дать ответ о своем уповании вопрошающему – усилим и мы свою катехизацию и научение чад Церкви истинам веры, молитвам, знанию правил церковных по вере жизни. Для сего будем устраивать среди своих пасомых братства, содружества, кружки ревнителей, трезвенников, чтобы тут все научались Христовой вере и воодушевлялись на ревность по вере. По временам же будем устраивать и съезды, и курсы миссионерские и для пастырей, и для паствы, чтобы всем согласно и осведомленно научиться хранить святую веру нашу.
Оживим и нашу христианскую приходскую благотворительность, будем руководителями ее, чтобы, как древле, все нуждающиеся от Церкви, а не со стороны получали просимое. Будем входить в дома и тех, кто ослабели в своем усердии к вере и редко бывают в храме. Смело и дерзновенно будем вносить в дома таких свет Христов и являть его таковым не ведающим его. Будем умолять, убеждать таковых к хождению по стопам Христовым. И верьте, наше усердие помажет Господь Своею благодатию и с новою силою прославит Свою Церковь.