Как сохранять и взращивать семя благодати Божией, получаемой христианином в Таинстве Крещения и других Таинствах.
Да возрастит залог благодати, обручение Духа нескверно.
(Из последования Таинства Крещения).
В житейских делах у людей существует такой обычай: когда жених найдет себе невесту и обручится с нею, то дает ей залог, а сам отправляется в дом родителей, чтобы, приготовив там все нужное для брака, прийти и взять невесту к себе.
Так поступает и Небесный Жених – Христос со Своей невестой, которую Он обрел на земле. Сия невеста есть всякая душа христианская. Она обручается с Ним в Таинстве Крещения. Это бывает в то время когда священник вопрошает крещающегося: «Сочетаваеши ли ся Христу?» А он, сам или чрез восприемника, отвечает: «Сочетаваюся». Этот вопрос и ответ повторяются трижды, в знак неизменной верности даваемому обещанию. С этого времени душа крестившегося становится невестой Христовой. Небесный Жених ее дает Свой залог. Хотите ли знать, какой это залог? Это – дар благодати Святого Духа. Христос полагает на ней печать Свою в знак того, что эта душа принадлежит Ему и что ей дарован в залог дар, который она должна хранить некрадомым. Таковой залог, или дар Святого Духа, дается душе и запечатлевается печатью Христовой тогда, когда крещаемого священник помазует святым миром и говорит при этом: «Печать дара Духа Святаго». Этот дар Святого Духа и есть сила Божия. Она обновляет человека, помогает ему творить добрые дела или, что то же, проводить новую, богоугодную жизнь. Залог Святого Духа, или благодатная сила, есть живая сила; она, подобно семени, может расти и увеличиваться, но может также умереть, заглохнуть, подобно зерну. Как жених дает невесте дары: одежды, кольца, серьги, браслеты и т. п., так и Христос – Жених Небесный дает душе – Своей невесте дары благодати для того, чтобы она украшала себя ими. Таковых благодатных украшений много, но все они заключаются, как семена, в той благодати Святого Духа, которая изначала даруется душе в святых Таинствах Крещения и Миропомазания, а также в Таинствах Покаяния и Причащения. Это семя благодати душа должна беречь и растить: чем больше возрастает семя благодати, тем лучше украшается душа. В чем же состоит украшение души? Красоту ее составляют различные добродетели. Ими украшается душа, как листьями и цветами, из которых составляется одежда ее. Как из семени сперва выходят корни, потом листья, затем цветы, а потом плоды, так и у благодатного семени есть свои корни, листья, цветы и плоды.
Что составляет корни благодатного семени? – Страх Божий. Страх Божий есть начало духовной премудрости (Пс.110:10), иначе сказать – начало благочестивой жизни.
Без корня семя не может расти – и без страха Божия не может быть благочестия. Страх Божий состоит в том, что душа, побуждаемая силой Божией, боится каким-либо грехом оскорбить Бога; она вспоминает о своей смерти, о суде Божием, об аде и о рае и, помня все это, страшится и сокрушается о грехах.
От семени, после корней, является злак, показываются один за другим листья. То же бывает и с благодатным семенем: от страха Божия, как от корня, рождаются духовные листья – уклонение от грехов. Побуждаемый страхом Божиим, человек начинает новую жизнь, становится новым человеком. Новый человек при помощи благодати Божией вступает в борьбу с греховными привычками и одолевает их одну за другой: сперва отстает, например, от злословия, от праздного провождения времени, от игр, от забав. Укрепившись в первой борьбе с грехами, обновленный человек вступает в духовную борьбу с другими, более крепкими страстями, например с винопитием, расточительностью и скупостью, разными плотскими грехами. Победа над каждой из таковых страстей составляет новый лист на стебле, происшедшем от благодатного семени.
После листьев следуют цветы. У обновленного человека цветы составляют добродетели. По той мере, как душа отстает от греховных привычек, она, побуждаемая и укрепляемая силой Божией, начинает приобретать навыки в добрых делах. Постоянное наблюдение за собой, иногда изнемогание в борьбе со страстями порождает в душе сознание своей духовной бедности, своей немощи. Отсюда является искание помощи Божией, усердная молитва. Сознание своей немощи есть нищета духовная – это первая добродетель, за которую обещано Царствие Небесное: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф.5:3). Вот и первый цветок, которым украшается душа, как невеста Христова.
От сознания своей немощи и беспомощности – нищеты духовной – рождается сокрушение, воздыхание и плач о грехах, плач молитвенный, которым привлекается помощь Божия. Это вторая добродетель, за которую обещано благодатное утешение: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). Вот и второй цветок, которым украшается душа – невеста Христова.
За плачем следует новая добродетель, которой украшается душа, как новым цветком. Это – кротость, незлобие (Мф.5:5). Кто плачет о себе, о своей нищете, тот не может обижаться и раздражаться на других.
Украсившись первыми добродетелями, душа приобретает жажду к добродетелям, день и ночь помышляет и стремится к тому, чтобы во всем поступать богоугодно, праведно. Алкание и жаждание правды есть новая добродетель, за которую обещано насыщение правдой: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.5:6). Это новый цвет, новое украшение души. Затем следуют другие добродетели: милосердие и милостыня, чистота сердечная, за которую обещано зрение Бога (Мф.5:7–8). Затем христоподражательное миролюбие за которое обещана величайшая честь наименования сынами Божиими (Мф.5:9). Затем душа вступает на такую степень совершенства в добродетелях, на которой были пророки и великие праведники, которых лукавый мир ненавидел и гнал, ибо праведная жизнь их была обличением для него. Это – гонение за правду, за которое обещано Царство Небесное, радостное терпение злословия за Христа, за которое обещана великая награда на небесах (Мф.5:10–11). Облеченная в такую ризу спасения и, как невеста, украшенная красотою (Ис.61:10), душа радуется о Господе, прилепляется к Нему всей полнотой чистой любви; она вступает в область того мира, который превосходит всякое понятие того мира, которому поучал Христос Своих учеников: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин.14:27). Божественный Жених дарствует душе особенную благодать, чрез которую она приобретает любовь от людей. Эта благодать есть любящая, живая и чудодействующая вера. Эти любовь, радость, мир и вера составляют плод благодатного семени, появляющийся после цвета добродетелей. Таковой плод душа иногда предвкушает в настоящей жизни.
Счастлива та душа, которая окажется верной своему Небесному Жениху! Но горе той, которая изменит Ему и опять предастся сатане, от которого отреклась!
Счастлива та душа, которая возрастит залог благодати, как благодатное семя, увлажняя его слезами, как дождем благодатным, испрашиваемым чистой и усердной молитвой!
Счастлива эта невеста Христова, если она приготовится к принятию Нетленного Жениха! Ей уготован чертог небесный. Небесный Жених, придя к ней, возьмет и приведет ее к Отцу Своему и введет в чертог Свой, прославит ее пред Ангелами и дарует то блаженство, которое уготовано любящим Господа.
Потщимся, братья, сохранить залог благодати, полученный нами в Таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния и Причащения; возрастим благодатное семя и украсим себя цветами добродетелей, чтоб предвкушать плоды его еще здесь и получить в небесных обителях те блага, которых не видел глаз, не слышало ухо и не приходили на сердце человека (1Кор.2:9).