Как происходит освящение храма. Архипастырское поучение по освящении храма
Благодатью Всесвятого Духа чрез священнодействие служителей Церкви совершено освящение этого храма. Можно предполагать, что присутствующими здесь было обращено внимание на то, что большая часть священнодействий при освящении храма совершалась в алтаре. Почему это так? Потому, что алтарь есть важнейшая часть храма. Вероятно, замечено было вами, братья, и то, что почти все священнодействия в алтаре по преимуществу относились к престолу. И это опять потому, что престол есть главнейшая часть алтаря. Если освящен престол – освящен и храм. Коснись престола что-либо могущее осквернить его или будь только сдвинут престол со своего места, он уже не священ, но требует нового освящения.
Литургия с таинственным жертвоприношением Тела и Крови Христовой может быть совершаема только на том престоле, который освящен епископом. На престоле, освященном не епископом, а священником, хотя и может быть совершена литургия, но только тогда, когда на этом престоле имеется антиминс, или, что то же, вместопрестолие, имеющий вид малой плащаницы, освящаемый епископом с помазанием его святым миром и положением в него части мощей.
При освящении престола бывают следующие священнодействия.
Уготованный для священнодействия литургии престол до освящения своего бывает обнаружен – ничем не прикрыт.
Освящение начинается окроплением престола святой водой. Затем престол тщательно измывается священнослужителями и прочно утверждается посредством мастики и гвоздей. Все священнодействия сопровождаются пением псалмов, некоторые – молитвами и оканчиваются славословиями, возносимыми архиереем. После измовения и утверждения престол рукой епископа помазуется святым миром. После этого совершается облачение его в белую одежду, или срачицу, и кругом особенным образом, крестообразно, опоясуется вервием; по окончании же этого одевается престол в цветную одежду. Затем совершается каждение престола и храма; стены сего последнего помазуются святым миром. Иконостас и весь храм окропляются святой водой; зажигаются светильники и, после обхождения вокруг церкви, на престоле, а также и под престолом полагаются святые мощи. Наконец, совершается архиереем последняя молитва, и храм благодатью Всесвятого Духа освящен.
Итак, запомните, что освящение храма совершается чрез слово Божие, молитву, окропление святой водой с каждением фимиама и чрез помазание святым миром.
Теперь, если обратить внимание на то, как совершаемо бывает над детьми Таинство Крещения, а также и на то, что совершено было над всеми нами при Крещении во младенчестве, то легко усмотрим сходство священнодействий, бывающих как при освящении храма, так и при совершении Таинства Крещения.
Пред освящением храма престол бывает обнажен – и пред крещением младенец бывает без одежды: это не просто, но знаменует то, что младенец, как сказал о себе пророк, в беззакониях зачатый и во гресех рожденный (Пс.50:7), чужд бывает одежды праведности. При освящении храма употребляется вода, окропляющая и омывающая, и при крещении младенца – вода крещальная, омывающая прародительский грех.
Здесь на престоле белые одежды (срачица) и крестообразное опоясание – и там, при крещении младенца, новая сорочка, крест и пояс.
Здесь помазание престола святым миром – и там помазание младенца тем же святым миром.
Каждение знаменует благодать Святого Духа, которая сообщается освященному храму, – и младенцам чрез Миропомазание даруются силы, нужные для благочестивой жизни.
Возжжение светильника у престола указует на Агнца, стоящего среди престола, Который, как сказано в Откровении Иоанна Богослова, вместо солнца освящает храм Небесного Иерусалима (Откр.21:23), – и возжжение свечей, вручаемых крещаемому и восприемникам, означает тот свет Христов, который просвещает всякого человека, чрез Крещение соделавшегося храмом Божиим.
Из сказанного можно уразуметь, что освящение храма есть как бы обновляющее его крещение, а крещение младенца есть то же, что освящение храма.
Из этого можно ясно видеть также и то, что как христианские храмы, так и христианские младенцы, а следовательно, и все мы – храмы Божии есмы.
Храм Божий свят. Кто храм Божий растлит, растлит сего и Бог, сказал святой Апостол (1Кор.3:17). Кто растлит, осквернит храм души, растлит – покарает такового и Бог. И о детях-младенцах сказал Господь в Своем святом Евангелии: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф.18:6).
Итак, берегите свою душу, берегите ваших детей, как храмы Божии, от осквернения грехом; охраняйте ту святыню, которая дарована им при крещении. Эта святыня есть благодать Святого Духа.
Сия благодать есть как бы искра Божия, которую нужно раздуть, чтобы она обратилась в пламень, пожигающий все нечистое и просвещающий храмину души. Эта благодать есть как бы семя, которое нужно растить, чтобы оно обратилось в благодатное дерево, могущее принести плоды добродетелей.
Обратите внимание, цела ли в детях эта искра Божия, растет ли в них благодатное семя, вложенное в них при крещении? Вы узнаете это из того духа, которым живут ваши дети, из тех привычек, которыми они управляются. Если дети научены вами усердно молиться Богу, если они умеют читать молитвы с подобающими поклонами, если они любят ходить в церковь, если они родителям послушны, если они не приучились ни лгать, ни воровать, ни произносить дурных слов и вообще не заметно в них дурных привычек, напротив – есть усердие ко всякому доброму делу, то это добрый признак: значит, в них есть искра Божия. Если вы стараетесь научить их закону Божию чрез грамоту, если приобрели для них святое Евангелие и приучили их читать его, то этот спасительный обычай принесет им истинное счастье здесь, на земле, и блаженство на небе. Если же, напротив, вы не найдете в детях ничего сейчас сказанного, то знайте, что в них искра Божия засыпана пеплом дурных привычек, что семя Божие лежит без роста, потому что для возрастания его нет благоприятной почвы и что вообще не было за ним того ухода, какой нужен и для ваших огородных и хлебных растений.
И на себя обратим внимание: возрастили ли мы залог благодати, полученный нами при крещении? Взглянем попристальнее на нашу душу: что в ней есть? Растет ли семя Божие или не стало ли расти семя вражеское? Не заросла ли душа наша, сперва по нерадению наших родителей, а потом по собственной нашей беспечности, тернием дурных привычек? Не очернен ли наш храм душевный грязью пороков, не осквернен ли похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской? Если заметим что-либо таковое, то постараемся очистить все нечистое, пока время не ушло. Чем же можем очистить себя? Тем средством, которое даровало нам милосердие Божие; это средство – покаяние, эта очистительная вода – слезы.
Омоем же слезами хижину своей души, говоря в сокрушении духа: «Жизнодавче, утреннюет дух мой ко храму святому Твоему, ибо храм мой телесный весь осквернен. Но Ты, Христе, всех Царю, подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих».