Проповеди на праздники:


Как нужно относиться к идейным противникам. Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Николая Александровича, 1904 г.

Князи не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши ли не боятися власти? Благое твори, и имети будеши похвалу от него [князя]. (Рим.13:3).

Смысл этих слов таков: начальствующие страшны не тем, кто творит добрые дела, но страшны для делающих злое. Хочешь ли не бояться власти? – Делай добро, подчиняйся закону – и не только не потерпишь какой-либо неприятности от власти, но получишь похвалу от нее.

Не того желает некая часть нашего общества, не к тому направляются мысли молодого поколения нашего времени. Говоря о молодом поколении, мы разумеем ту молодость, которая кипит страстями, шумит, бурлит, как водопад, катится бурной волной, грозя смыть, разрушить все попадающееся ей на пути – все могущее остановить ее.

Эта волнующаяся часть общества, эта волнуемая молодость хочет, чтобы устранено было все то, что может препятствовать их разрушительному стремлению, их порывам куда-то вперед, к какому-то приволью; они хотят, чтобы для них перестала существовать власть, сдерживающая и обуздывающая, чтобы существующая власть была бы как несуществующею. Эта молодость хочет свободы. Она желает свободы мысли, хотя бы то самой неразумной и, как мечты, несбыточной; свободы чувства, хотя бы то самого низменного; свободы действий, хотя бы то разнузданных, разрушительных, гибельных для нее же самой и окружающих ее.

Этот мятущийся род людей хочет такой свободы действий только для себя, а не для других. Кто не разделяет убеждений их, тех они готовы принудить к единомыслию с собой путем насилия. Кто препятствует им приводить в исполнение их злые намерения, против тех они готовы измышлять кровные и разрушительные замыслы.

В своих замыслах и затеях доходя до потери здравомыслия, они свое неразумие признают высшим разумением. Разубедить их столь же трудно, сколько трудно убедить безумного, что он безумствует.

Какие последствия неразумных замыслов и начинаний этих достойных сожаления людей, несомненно имеющих за собою более опытных и коварных руководителей? Последствия очень печальные.

Прежде всего, это поведение такого рода людей гибельно для них самих, ибо оно преступно, а преступление ведет к наказанию преступника; оно вредно для общества, ибо приносит много беспокойства мирным гражданам, вследствие чего преступники бывают лишаемы свободы или поставляются под особенный надзор. Таким образом, преступление ложится тяготою на все общество, среди которого оно появляется.

Поведение такого рода людей заразительно действует и на здоровых членов общества, а особенно на молодое поколение.

Не в этом ли заключается причина тех волнений, какие так часто стали повторяться то среди учащейся молодежи наших городов, то среди чернорабочих, также незрелых если не всегда возрастом, то своим разумом.

Такого рода волнения хотя существенного вреда государству и не приносят, так как имеют пока местное значение, но по характеру и последствиям своим они справедливо могут быть уподобляемы той злокачественной болезни, которая именуется раком и которая, появляясь на здоровом организме сперва в малом виде, имеет свойство распространяться на ближние здоровые части его. Если не будет обращено своевременно на нее внимание, если зараженное место не будет удалено из организма посредством операции, то, постепенно увеличиваясь и заражая ближайшие части организма, эта болезнь может перейти на благороднейшие и важнейшие органы тела, а это приведет к разрушению всего организма. Да сохранит Господь от такого последствия наше общественное тело, наш государственный организм.

Что же делать? – Нужно бороться с этой нравственной болезнью общества. Но что же может сделать каждый из нас? – Каждый должен делать то, что велит ему его долг и совесть. Если бы мы пожелали вести себя в отношении к волнующемуся поколению как христиане, руководясь советами, данными богоносными и богодухновенными нашими наставниками, а паче всего – учением нашего Божественного Наставника, то вот смысл преподанного ими учения о том, как должно вести себя в отношении к разномыслящим.

Не нужно иметь с провозвестниками и последователями лживых учений такого общения, из которого они могли бы заключить о нашем сочувствии к ним. Оставьте их, – говорит Господь ученикам о заблуждавших умом и сердцем книжниках и фарисеях, – оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф.15:14).

Святые апостолы дают совет христианам не иметь никакого общения с теми, кто, именуясь братом, остается нераскаянным грешником (1Кор.5:11). Извергните развращенного из среды вас, – говорят они (1Кор.5:13).

Не потому ли среди нашего общества зло разрастается, захватывая более и более здоровые места общественного организма, развращая более и более молодое поколение, что мы относимся к развратителям очень снисходительно: входим в общение с ними, подаем им руку дружбы, ласково приветствуем их, иногда встречая на наш привет их угрюмый вид, нарушение в отношении к нам даже простого закона приличия; мы разделяем с ними наш хлеб-соль, устраиваем ради них разного рода развлечения; мы принимаем их в наши общественные собрания, а они здесь же подымают знамя недовольства существующим порядком, оскорбляя этим всех людей порядка и законности, возвышают вопли порицания того, что для нас священно и чего не должны даже слышать ни мы, ни дети наши, здесь около нас находящиеся.

Не служит ли таковое поведение наше в отношении к современной нам мятущейся молодости поощрением для нее к большей смелости, а для людей порядка, преданных Церкви и государству, – соблазном и поводом к справедливому ропоту на всех, кто своим молчанием или признаками некоего внимания входит как бы в некоторое общение или соприкосновение к этому роду людей и в то же время дает повод простым душам порицать все то, что составляет принадлежность так называемого образованного слоя общества?

Но, предлагая совет не входить в общение с теми, кто не хочет мыслить, как мыслим мы, как мыслит коренной русский народ, не явимся ли мы – проповедники евангельского мира – в то же время и проповедниками вражды, которая ведет к разделению, а разделение – к разрушению? Таким образом, мы сами не явимся ли виновниками расстройства и разрушения?

Отнюдь нет. Если свет можно назвать врагом тьмы, если добро есть отрицание зла, то и разрыв общения людей порядка с друзьями беспорядка можно, пожалуй, назвать и враждой...

Но такая вражда была бы лучше дружбы, подобно тому как и дружба иногда бывает хуже вражды.

Не вражду мы проповедуем, но совет даем, по нашему крайнему разумению, как спасать погибающих, вразумлять неразумных. Если враждующие против существующего порядка желают находиться в общении с людьми порядка, именоваться их братьями и согражданами, то они не должны вносить в среду их – в среду народной семьи – своего разномыслия.

Кто желает держаться особых взглядов в отношении к тому, что составляет основу нашей государственной жизни, кто не желает стоять под знаменем православия, самодержавия и русской народности, тот не имеет права именоваться русским, он не брат, не соотечественник русских людей, он – иноземец, только говорящий по-русски и живущий на русской земле. Не нравится ему порядок нашей родной русской страны – пусть идет туда, где ему нравится. Нерусский душой, он никогда не будет своим для истинно русских людей. Кто дружит с врагом семьи, тот и сам враг семьи; кто подает руку дружбы носителю смуты – семейной, общественной или государственной, тот и пособник смуты. Это такие простые истины, которые не нуждаются в доказательствах.

Но предлагаемый нами совет может служить действенной мерой только в отношении к распространителям зла. Он заключает в себе временную меру, могущую только отчасти ослабить зло, не дать ему сильно обнаружить себя. Но он не исторгнет зла в самом корне его и не предупредит возникновения зла. Можно разномыслящих заставить молчать, скрывать свое разномыслие, но невозможно этой мерой устранить зло оттуда, где находятся корни его, – в уме и сердце разномыслящих. Но кто способен проникнуть в эти тайники существа человеческого? Кто способен дать надлежащее направление мыслям, наклонностям и воле человека? Все это составляет высшую область человеческого существа – область духа. А это такая область, в которую может проникнуть только Высший, Божественный Дух, действующий на дух человека как спасительная благодать. Но чтобы эта благодать начала действовать в человеке, нужно поставить его под влияние этой благодати и чтобы человек добровольно подчинился действию ее.

А этого можно достигнуть только посредством воспитания. Итак, дело коренного исправления человека, дело прекращения распространяемых смутных настроений сводится к делу воспитания. Оно должно начаться в семье с самого младенчества, продолжаться в детстве, сопровождать юность. Притом не всякое воспитание заключает в себе силу направить сердце и волю к добру, а только христианское воспитание, под осенением благодати, подаваемой через святые Таинства. Это воспитание, начинаемое в семье, должно перейти в школу; перешедшее в начальную школу, должно продолжаться в средней и не должно оставлять высшую школу.

Говорить обстоятельно о тех способах воспитания, которые должны быть употребляемы в семье и школе – низшей и высшей, не входит в задачу настоящего нашего слова. Мы ограничимся изложением только самого главного, составляющего сущность истинного, благотворного воспитания.

Мудрец израильский выразил сущность этого воспитания в следующем изречении: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека (Еккл.12:13). Таким образом, в основу воспитания должен быть положен страх Божий и хранение заповедей Его. Каких заповедей? Прежде всего заповедей Десятисловия, сокращенных в две евангельские заповеди о любви: любви к Богу и любви к ближнему.

Кто Бога боится, тот будет и греха беречься. Кто Бога боится, тот будет и родителей чтить. Кто Бога боится, тот будет и царя чтить, и властям повиноваться, как от Бога поставленным.

Заключим наше слово изречениями мудрых и богодухновенных учителей: Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч.24:21). Ибо что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2Кор.6:14–15). Между сынами света и исчадиями ада? Хочешь ли не бояться власти? Делай добро... ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых (Рим.13:3).

Проповеди на праздники:

Наверх