К юбилею присоединения Грузии к России, 1901
Путешественнику по дальнему северу русской земли при обозрении древних святынь народа нельзя не обратить внимания на то, что в далекой Архангельской губернии, в одном из монастырей, основанных в самом начале XVII в., главной святыней обители и всего прилегающего к ней края считается святая чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Не одно столетие пребывает эта святыня в монастыре, завезенная сюда, по преданию, одним из благочестивых паломников глубокой древности, посетившим в числе святых мест Востока и древне-православную Грузию». О чем говорит это явление? Оно говорит о том, что взаимное тяготение России к Грузии, восходящее к самым отдаленным временам их истории, не искусственно придумано, не искусственно поддерживалось ради временных политических целей. Оно покоится на прочных основаниях религиозного сродства и, как таковое, может быть названо воистину народным. России на древнем севере нечего было искать от Грузии в смысле политическом, и благочестивый паломник Архангельской губернии, посетивший Грузию 300–400 лет назад, менее всего, конечно, думал, что появление его здесь, в пределах Иверии, имело хоть какое-либо политическое значение: он исполнял то, что лежало в сердце народа, тяготевшего к православию, он выполнял закон исторических судеб в сближении и слиянии всяких народов. А закон этот гласит ясно, что родство по вере выше родства по крови. В силу этого закона русские и поляки, славянские и родственные племена никогда не были и, пока будут разноверными, никогда не будут так близки между собой, как единоверные русские и грузины. Временные политические виды могут говорить о союзе народов, об их взаимных политических интересах; но союз этот создастся государственными людьми и политическими деятелями, народ не будет знать его и не введет его в свое мировоззрение: союз русских и грузин, напротив, написан на скрижалях сердца народного и поэтому является воистину сердечным и родственным. Давно Грузия обращала взоры к единоверной северной сестре своей, и давно российские вдумчивые князья и цари помышляли о том, чтобы придти на помощь изнемогающей в геройской и непосильной борьбе Грузии, а в то же время о том молились русские иноки в безмолвии обителей, о том молился народ перед святынями, принесенными из Грузии и постоянно напоминавшими о том, что там, далеко к югу, за высокими горами, отрезанный от северных единоверцев, лишенный помощи задавленной Византии, один одинок, окруженный бесчисленными полчищами озлобленных врагов Креста, истекает кровью, отстаивая христианскую веру, родной, близкий народ... Не мог не понимать, не мог хотя бы чутьем, полусознательно не видеть русский народ, что если судил Господь православию мировую задачу в истории, если не забыты православные народности в очах Его, то рано или поздно должны они выйти на свет Божий и сказать миру свое слово... Великое дело часто, если не всегда, вырастает на великих страданиях... Уже принесли миру бесчисленные кровавые жертвы этих страданий православные народы: стонала Россия под нашествием монголов, залита кровью сынов своих Грузия, пала под ударами турок и Трапезундская империя, и Византия, утопали в крови Болгария, Румыния, Сербия, Черногория, восточные церкви, близкие к православию, – копты, несториане, абиссинцы порабощены были исламом. Тяжелый крест выпал на долю православия; кровавыми кольцами, в мученическом подвиге, православные народы окружили Западную Европу, задержали разлив ислама, спасли от гибели христиански-цивилизованную Европу. И могли они словами древних евреев, обращенными к пророку, взывать теперь к истории: «Сторож! Сторож! Сколько ночи?... День загорался и приближался. Первой стряхнула с себя иго чужеземное, Россия – и только что оправилась, как Казань и Астрахань, северный Кавказ, Сибирь и Крым сразу почувствовали, что Крест уже сияет над полумесяцем, что мировая задача России осуществляется. Но долго еще воля Божия не приводила Россию и Грузию к совместной работе, долго они еще и страдали, и трудились в одиночку, долго еще Россия то борьбой с остатками монгольских орд, то тяжким смутным временем, то непониманием ее задач и истории со стороны чуждых для нее государственных деятелей XVIII века, пришедших с Запада или там воспитавшихся, была удерживаема от окончательного соединения с Грузией.
Была, видно, на то воля Божия...
И вот, 100 лет тому назад, пробил предреченный сердцами народов желанный час истории, свершилась мироправящая воля Господня, и русские и грузины соединились неразрывными узами братства. Да будет вечная память деятелям и виновником этого соединения, да будет вечная память всему, что способствовало великому делу! Конечно, люди – везде люди, а где люди, там и страсти, и ошибки. Но в день святого единения народов и в дни грядущей совместной жизни, не ошибки и заблуждения надо помнить, – надо помнить одно, что если погрешал во взаимных отношениях народов русский, то погрешал он не в согласии с видами России, а в противность им, и если погрешал грузин, то опять-таки и он действовал вопреки голосу сердца народного, а не по его велениям... Кто вспоминает об этих согрешениях, тот творит нехристианское дело. Тот плохую услугу оказывает и России, и Грузии.
Время, благоразумие и взаимное любовное доверие искупят ошибки единичных личностей и откроют обоим народам путь к силе и благоденствию. Целые 60 лет после присоединения Грузии потребовалось, чтобы защитить ее от врагов ее и врагов России, чтоб отбросить ислам от наших пределов, а внутри страны подчинить прежде страшных служителей ислама христианской государственной власти. Теперь эта борьба окончилась, период отстаивания нашей внешней безопасности уступил место периоду внутренней работы в нашем крае. От внешних врагов спаслись мы полным единением и от внутренних неурядиц, завещанных недавно историей, мы спасемся тем же глубоким взаимным единением: Как две родные сестры, соединились теперь Церкви Божии российская и грузинская, имея на челе своем лучшую печать, – печать пережитых страданий за веру, за просвещение чад своих. Неисповедимы судьбы Божии! Но если судит Господь исполнить молитву Венценосца России, в день Нового года и столетия молившегося о том, чтобы ниспослал Господь в грядущие века России милости и благоденствие, то в благоденствии этом сеявшие некогда слезами пожнут вместе радостью – и Россия и нераздельная с ней Грузия. Еже буди, буди!
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 4: Статьи по вопросам миссионерским, педагогическим и публицистическим (1887-1912 гг.). - 1995. - 654, IV с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).