К присяжным заседателям
Некоторым из вас, братья, вверяется судьба подсудимых, и от вас зависит, оправдать или осудить того или иного человека. Должность, по нашему мнению, очень тяжелая. Как, например, осудить виновного, когда у этого виновного есть обстоятельства – и в пользу его? и как оправдать иного, когда впереди от него добра ждать нечего? Как тут быть?
В одном из слов в Прологе, «еже необиноватися лица человеча», говорится: «И лицеприятие, и человекоугодие – и то, и другое суть зло, и мы должны чуждаться их. Слова лицемерных лукавы и ложны и часто производят смуты... Богатый представляет на суд многих друзей, а нищий лишается и последнего друга... Не следует нам поступать так, но должны быть справедливы... и должны исторгать и убогих из рук грешных и от них избавлять их... Нехорошо быть двоедушными на суде и лицеприятными. Не на лицо зряще судите, – говорит Апостол Иаков. – И если придет на суд муж, имеющий на руке золотой перстень, а на плечах богатую одежду, а вместе с ним войдет и нищий в рубище, то не предпочитайте первого последнему, иначе будет на вас грех, и вы сами осудитесь как законопреступники. И не уклоняйтесь от правды на суде и не защищайте нечестивого. Кто оправдывает такового, тот становится ненавидимым людьми, а кто обличает, тот хорошо делает, и придет на него благословение. И Господь, чтобы научить нас нелицеприятию, когда некто сказал Ему: се мати Твоя и братия Твоя вне стоят видети Тя хотяще, то отвечал: кто сотворит волю Отца Моего, тот есть и брат Мне, и сестра, и мать.
Итак, вот как нужно быть судьям, когда от них потребуют сказать: да или нет? Нужно конечно, прежде всего помнить, что милость хвалится на суде и, насколько возможно и насколько совесть позволяет, быть милостивыми к подсудимым. Что делать, ведь все мы люди, не ангелы, и ошибаться свойственно нам всем. Вем, – говорит Апостол, – яко не живет во мне, сиречь во плоти моей, доброе (Рим. 7, 18). Но при этом, как слышали из слова, судьи должны быть и нелицеприятны, правдивы и судить не на лица зряще. Да и это судьям необходимо, ибо не всегда похвально и оправдание подсудимых, ибо через оправданных незаконно могут пострадать и подлинно невинные и могут беззакония умножиться, и правда на земли умалиться. Все это судьями, конечно, должно быть предусмотрено, и они должны быть особенно осторожны при произнесении своих приговоров. Трудно это? Ну, в таком случае за вразумлением пусть судьи к Богу прибегают, и, без сомнения, в затруднительных обстоятельствах Он укажет им, что нужно делать и на истинный путь направит их. Аминь.