К поселянам против лености
Знаю, православные, что большая часть из вас – люди трудолюбивые и честные. Знаю, как летом вы трудитесь от зари до зари в поле, осенью на гумне, зимою на стороне, в работе время проводите. Знаю все это и радуюсь за вас, ибо верно то, что Бог людей честных и трудолюбивых любит и посылает им как в сей жизни помощь и благословение, так и в будущей блаженство вечное дарует. Но, радуясь за вас, честные труженики, я вместе с тем не могу не скорбеть и о ленивых и беспечных из вас, которые привыкли жить не на свой собственный кошт, а часто обманом, за счет других людей, своих ближних, и у которых лежат в поле полосы или редкие колосом, или вовсе не засеянные. Скорблю я о таких людях, и желал бы как-нибудь вразумить их. Но что я буду говорить им, когда говорил уже тысячу раз, что леность их есть и пред Богом грех, и перед добрыми людьми срам, и все-таки они и доселе меня не послушали и не исправились? Разве вот что сделаю: предложу им поучение от св. отца. Оно, конечно, будет действительнее моего слабого слова, и потому не вразумятся ли они хотя им! Но и вы, честные труженики, будьте к этому слову внимательны: оно и для вас не бесполезно, и нечто скажет вам, если не на вразумление, то на похвалу вашу.
«Если бегаете, братие, – говорит св. Василий, – обработки земли, то не увидите добра: потому что Бог обещал обрабатывающим землю здоровье, а трудящимся спасение. Ленивый же и ничего не делающий, по Апостолу, не стоит и накормленным быть. А трудолюбивый земледелец равен монахам, по их постному житью и труду, поскольку, оставивши сон, идет обрабатывать землю и более дома поле любит, зной же и холод телом переносит. Поэтому и вкушает таковой плоды своих трудов, собирая нужное на потребу себе. От них же и нищих он насыщает, а в лице их и Самого Христа, Который сторицею умножает плод сеющего, проливая на него благовременный дождь.
Обрабатывающий землю насытится хлеба, и руки его обогатеют, ибо сложит высокий скирд хлеба на гумне своем. Живущий своим трудом благословен Богом, ленивый же обнищает. Если бы леность была угодна Богу, тогда бы Он и траве велел родить хлеб, и лесу всякий овощ. Горе вам, празднолюбцы, могущие работать! ибо какую награду получите от Бога и что принесете Ему от своего труда?.. Не спящим обещал Бог жизнь вечную… но труждающимся с верою во всяком деле. Зная это, все люди добрые и трудятся: одни на полях стада свои пасут и, от тех принося Богу дар, спасаются. Другие, кося сено, выкармливают им овец и, от тех одевая нищих, тем воспринимают благословение Господне. Иные, по морю плавая и торговлю производя, богатство собирают; и если от него дадут часть церквам и нищим, то по смерти воспримут вечную награду на небесах. И все, которые ремеслами занимаются, пусть подадут милостыню, чтобы через нее обрести милость на суде Божием. И жены должны трудиться и помнить, что труд есть дело доброе и что никто без труда не венчается».
Что вам сказать после этого, люди ленивые? В слове св. отца вы слышали, что все должны трудиться и все люди добрые трудятся. Это вот мы и скажем вам. Все мы должны трудиться потому, что есть на то повеление – заповедь Божия. В поте лица снеси хлеб твой, сказал Господь и в четвертой заповеди Своей написал: шесть дней делай. Что же отсюда? А то, что если есть на работу заповедь, повеление Божие, то, следовательно, и сама работа есть дело Божие. А где дело Божие, там не должны ли быть всякое радение и старание, и страх? Конечно, должны; а иначе нерадивому грозит проклятие. Проклят всяк, сказано в слове Божием, творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48, 10). Видите ли же, ленивые, до чего вы доводите себя своей леностью? Убойтесь же страшного определения Божия и перемените беспечность на заботу, леность на прилежание, знакомство с нерадивцами на дружбу с людьми трудолюбивыми и богобоязненными. Тогда, вместо проклятия, благословение Божие привлечете на себя, и вы из чад гнева сделаетесь чадами Его любви, святыни и благословения. Аминь.