К духовенству Пермской епархии (9 января 1918 года)
Отцы и братие! Переживаем мы тяжкую смуту в Отечестве нашем. Помутилась русская народная душа, а с нею замутилась и вся народная жизнь. Мы, духовные руководители народной совести, ответствующие за свое дело перед Самим Всемогущим Богом, должны всемерно направлять к миру в Господе народную душу, призывать к покаянию и к твердому, даже до смерти, стоянию за веру среди несомненно уже открывшегося гонения на эту веру. Одинаково мы, как руководители духовной жизни наших православных христиан-граждан Земли Русской, должны призывать их к стоянию за родную Отчизну, раздираемую и врагами совне, и смутою народною внутри.
Для нашего взаимного воодушевления время от времени и Высшая Церковная Власть, и я недостойный архиерей ваш обращаемся к вам и ко всей православной пастве с посланиями и воззваниями. Такие обращения припечатываются и в «Церковных Ведомостях», и во «Всероссийском Церковном общественном Вестнике», и в «Пермских Епархиальных Ведомостях». Печатаются они, конечно, с той целью, чтобы дошли до всего православного населения. Но как могут прочитать их православные христиане – в большинстве безграмотные, да и не видящие никогда тех печатных изданий, в которых припечатываются обращения к ним церковной власти? Несомненно, ваш пастырский долг поспешить с прочтением этих посланий православному народу.
Но вот беда: совершенно случайно один священник признался, что одного из посланий Церковного Собора он доселе не прочитал своим прихожанам. Вероятно, и вообще не читались никакие соборные, синодальные и архиерейские послания. Судите сами, как же вы сможете воодушевить своих духовных чад на дело спасения, если не сочтете нужным воспользоваться нарочитым для сего обращением. Вот и идет дело так, что прокламации различных политических партий наш народ читает и слышит, ибо находятся охотники распространять их, но не слышит он слова своих духовных отцов и своей духовной власти. Вот и идет, и углубляется революционная разруха и разруха веры в нашем Отечестве. Пастырство же трусливо или теплохладно стоит в стороне, признавая свое начальство только тогда, когда сбитые с толку всяческой разрушительной пропагандой прихожане погонят своего духовного отца с прихода, может быть и действительно не видя никакой от него пользы для себя.
Отцы и братие! Тяжко было доселе всем в России. Но уже настал час еще большей и страшной тяготы, решающей судьбу нашего Отечества. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное. По меньшей мере, посягают отобрать церковное имущество и драгоценности – святые жертвы отцов и дедов наших. Предполагать отсюда можно и еще худшие посягновения на святую Церковь. Время страшное, время если не антихристово, то весьма предшествующее ему по своим признакам. А мы будем бездействовать?! Да не будет сего осуждения для нас.
Надеюсь, согласитесь со мной в том, что народ уже насторожился и встает с вопросом в своей душе перед развивающимися событиями: к чему склоняется и тащит нас вся современная наша разруха при том многоначалии, какое у нас налицо имеется. Верю в большее: все это теперешнее бешенство народное – оно наносное, от того, что народ сбит с толку, от того, что революционная пропаганда подорвала и почти вырвала все ценности, которыми жил наш народ доселе. Выбитый из правильной колеи своей жизни народ и взбаламутился и замутился. Но угар этот пройдет, народ образумится от всего разбойничества и насильничества и, убиваемый мучительной совестью, в подавляющем большинстве своем устремится к Богу с глубоким народным покаянием. Но горе нам будет, если мы и теперь оставим народ без своего руководительства и при возможном новом его настроении останемся в стороне от народного душевного движения. Не исполнилось бы самым делом на нас сие великое и страшное слово Христово: Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою ? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Мф. 5, 13). Да не подпадем под такой жизненный суд Божий.
Между тем неумолимым ходом истории жизни человеческой, самими событиями ее, среди полного разгрома и развала нашего, уже поднимается возмущенная этим развалом народная душа, – поднимается вся Великая Россия. Поднимает ее теперешнее тяжкое испытание. Скоро-скоро встанет вся она родимая и сметет все, что разрушает ее; сметет не господствующим теперь насилием – нет, сметет силою своего духа, здорового и после тяжкого испытания. Вот и встанем на бодрую духовную работу для нашего пока сбитого с толку народа. Будем бодрыми и неусыпными руководителями его настроения, возможно ближе подходя к народной душе, внося мир и успокоение в исстрадавшиеся души человеческие, дабы в спокойствии люди сознательнее могли отнестись ко всему ныне переживаемому. Так и наметится здоровое течение в народе, чтобы выйти ему из теперешнего тупика жизни.
Для сего, между прочим, предлагайте, отцы и братие, народу послания Церковного Собора, Святейшего Синода и мои архипастырские обращения. Читайте их и в церкви, и в других удобных случаях, когда бываете среди прихожан по деревням. Пересмотрите все бывшие доселе Соборные послания и при случае предложите их вниманию прихожан, если не изменились значительно условия, по поводу которых изданы были такие послания. Влагайте в это свою душу, и увидите плод от вашего усердия. Будем строго помнить, что на страже народа Божия мы поставлены и должны будем ответ дать за всякую погибшую овцу. Если мы не явимся руководителями народной совести в такое страшное время, как теперь, то мы окажемся совершенно не имеющими никакого смысла и назначения для народа. Бог всем нам на помощь.
Но вместе с тем поставьте себе в непременную обязанность пастырскую озаботиться безотлагательной организацией прихода хотя бы в лице тех благомыслящих, какие найдутся во всяком приходе и на которых вы можете опираться во всяком добром деле. Помните, об образовании кружков и братств ревнителей я вам писал с самого начала моего вступления на Пермскую кафедру. Если бы тогда меня послушали, то во всяком приходе было бы готовое зерно возрождающегося твердого благочестия, а может быть, через такие кружки собрался бы и весь приход. Но немногие этот мой совет исполнили. Вот и дожили мы до полной разрухи нашей жизни, в которой не находим нигде поддержки. Собираются все отрицательные силы, а положительного и нет ничего. Теперь народная душа опять начинает пробуждаться к добру среди засилья зла. Спешите сим воспользоваться и собирайте около себя под сенью храма свои приходы, чтобы постепенно совершилось оздоровление и всей народной жизни. Промедление смерти подобно есть.
Пермь. 9 января 1918 года, день памяти Святителя
Московского Филиппа