Проповеди на праздники:


Излияние семи чаш гнева Божия (Откр.15–16)

Излияние семи чаш, которые определяются как «последние язвы» (Откр.15:1, ср.: Откр.15:6, 8) или как «семь чаш гнева Божия» (Откр.16:1, ср. 15:7), происходит в Откр.15–16. В этом образе опять временное – излияние семи чаш – соединяется с вневременным – с явлением небесного храма (Откр.15:5, 6, 8, 16:1) и Царства славы (Откр.15, ср., в частности, «стеклянное море» в Откр.15:2 и 4:6). Тот параллелизм, который наблюдается между чашами и трубами (ср., напр., Откр.16:3 и сл. и др.), дал основание для теории «рекапитуляции». Но нельзя забывать, что в плане Откр. в излиянии семи чаш совершается суд над царством зверя (ср.: Откр.16:2, 10, 19 и, по контрасту, 15:2), и те муки, которые оно вызывает (ср. Откр.16:9, 10–11, 21), могут быть понимаемы как предвосхищение адских мук (ср. Откр.14:9–11). В излиянии последней, седьмой чаши (Откр.16:17–21), сопровождаемом космической катастрофой (ср. Откр.11:19), совершается суд над Вавилоном. Поэтому отступление Откр.17 обращено не к будущему, а к прошлому. Суд над Вавилоном уже совершился, и образ блудницы, сидящей на семиголовом звере (Откр.17:3) на водах многих (Откр.17:1), должен дать понятие о блуднице уже после исполнения приговора. Мы имели случай коснуться этого образа и связать его в целом и в частностях с Римской империей. В символике Откр. блудница на звере Откр.17 не может быть отделена от первого зверя Откр.13. Мысль о суде над Вавилоном доминирует в образах Откр.18, тем самым тесно связанных с излиянием седьмой чаши в гл. 16 (Откр.16:17–21). Небесный голос, призывающий к воздаянию (Откр.18:4 и сл.), дает место плачу царей (Откр.18:9–10) и купцов (Откр.18:11–19) и веселью святых (Откр.18:20). Глава 18 кончается символическим актом ангела, заключающим приговор над Вавилоном (Откр.18:21–24). Небесное славословие Откр.19:1–10 тоже связано с осуждением Вавилона. Оно переносит нас в Царство славы и возвещает брак Агнца (Откр.19:7–9), но в Откр.19:11–21 совершается явление Всадника на белом коне, Слова Божия (Откр.19:13), Царя царей и Господа господствующих (Откр.19:16), выходящего на последнюю брань. Из Откр.19:17–21 вытекает, что осуждение блудницы еще не означало поражения зверя и лжепророка (ср. Откр.19:19 и сл.). Упоминание царей в Откр.19:18 и сл. возвращает нас и к образам гл. 18 (Откр.18:9–10, ср. еще 17:12 и сл.). Суд совершается с некоторой постепенностью. Но и эта победа Слова Божия не есть еще окончательное поражение зла.


Проповеди на праздники:

Наверх