Проповеди на праздники:


Иудейские агитаторы в Коринфской Церкви. «Высшие апостолы» (2Кор.11:5, 12:11)

По-видимому, наибольшую опасность единству Коринфской Церкви представляла не борьба Аполлосовых и Павловых, а появление группы Кифиных и Христовых. Во 2Кор. Павел противополагает себя тем, кого он называет οἱ ὑπερλίαν ἀπόστολοι (2Кор.11:5, 12:11). Русский перевод: «высшие апостолы», несомненно, неправильный, поскольку он предполагает членов апостольской Дванадесятерицы. Так, впрочем, думали и древние. Но выражение ὑπερλίαν – может быть, Павлов неологизм – звучит иронией. Павел называет своих противников «больше, чем весьма, апостолы». Он, очевидно, насмехается над их преувеличенными притязаниями на апостольское достоинство. В действительности, они лжеапостолы и служители сатаны (ср. 2Кор.11:13–15). Но сами себя они, по всем данным, называли служителями Христовыми (ср. 2Кор.10:7, 11:22–23). Они, должно быть, считали своим особым преимуществом то обстоятельство, что видели Господа в дни Его земного служения. Это вытекает из того упорства, с каким Павел доказывает, что знание Христа по плоти для настоящего уже не имеет значения (ср. 2Кор.5:16). С другой стороны, противоположение Нового Завета как Завета Духа смертоносной букве Ветхого Завета (2Кор.3:6), показывает, что противники Павла ссылались на Ветхий Завет. Сопоставление этих данных позволяет утверждать, что коринфская смута была вызвана непримиримыми иудаистами фарисейского толка, членами того направления иудеохристианства, которое потерпело поражение на соборе, но не прекращало своей деятельности и в дальнейшем.


Проповеди на праздники:

Наверх