Проповеди на праздники:

Историческое призвание России. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, сказано в Тифл. военном соборе. 1898г.

Историческое призвание России. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, сказано в Тифл. военном соборе. 1898г.

Сегодня святая Церковь наша празднует в честь Казанской иконы Богоматери. Но почему праздник, по-видимому и по названию местный, праздник известного города, становится торжеством общецерковным, всероссийским, почему в нем участвуют и жители здешней местности, отдаленные от Казани огромным расстоянием? Нетрудно найти ответ в словах св. апостола: вы тело Христово, а порознь – члены. Посему страдает ли один член, – страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (Кор. 12:27, 26). Поэтому, и как граждане общего великого нашего отечества, и как члены одного и того же церковного тела, мы, естественно, должны радоваться всему, что Господь посылает благодетельного для нашей святой Церкви и для нашей родины. Но в истории явления Казанского образа Богоматери и в дальнейших чудесных действиях проявляемой чрез него силы Божией на благо нашего отечества есть нечто другое, близкое сердцу всякого сына России, особенно близкое к нашему положению здесь, как граждан и верных слуг нашего отечества, на этой далекой его окраине. Когда наши предки, на заре своей государственной жизни, просвещены были верой Христовой, Запад Европы давно был христианским. В это же время страны православного Востока, и в том числе искони православная Грузия, находились уже в тяжелой борьбе с надвигающимся мраком изуверного мусульманства, и таким образом более и более теряли возможность просвещать другие, окружающие их племена и народы, сидящие во тьме неведения истины. В этот поздний час истории Господь возжигает новый светильник веры Христовой в далеком и юном русском княжестве, среди народа молодого и даровитого, полного сил и энергии. Промысел Божий, призывая нас, русских славян средней Европы, в лоно Церкви Христовой, тем самым указывал нам великую задачу – нести полученное сокровище чистой и истинной веры к малоизвестному востоку и северу Европы и в неведомые, таинственные в то время страны сопредельной Азии, бороться с мраком язычества и распространяющегося мусульманства, просвещать дикие племена и приобщить их к участию в царстве Божием и в жизни образованного человечества. Поистине, это была великая, мировая задача, данная святой Руси, и наши предки уразумели ее и стали осуществлять непосредственно со времен святого князя Владимира. Уже при нем христианство начинает быстро распространяться среди племен теперешней средней и северной России. Но вот, когда от берегов Днепра и Ильменя христианство проникло уже до крайних пределов севера и востока Европы; когда русской Церкви оставалось шагнуть с проповедью евангелия в глубины Азии, – в это время, в ХIII веке, Россию постигает великое бедствие, которое сковало русскую жизнь и замедлило на время великое и просветительное дело России. Этим бедствием было монгольское иго, – великий мировой мученический подвиг русского народа; предстояло св. Руси этим подвигом многолетнего страдания задержать вторжение варваров в Европу и сохранить чрез это для мира сокровища христианской европейской цивилизации. Многих трудов стоило пережить и свергнуть это тяжкое иго, чтобы снова приступить беспрепятственно к исполнению исторического мирового дела, указанного Руси Провидением. Но вот, наконец, более чем чрез 200 лет после нашествия монголов исполняется заветное желание наших князей, святителей и всего народа русского: татарская орда, не раз разбиваемая русским воинством, отодвинулась от пределов наших, ослабела, распалась... и Русь сделалась свободной. И тотчас же началось движение наше к Востоку с крестом и евангелием. На пути, как преграда этому движению, лежало некогда страшное и могущественное татарское Казанское царство. С 1-го на 2-е октября 1552 года, после праздника Покрова Пресвятой Богородицы, во время службы Божественной, при возглашении слов евангелия: «и будет едино стадо и един Пастырь», пала некогда грозная Казань, русскому народу открылся путь в Азию. Было ли угодно Господу это поступательное движение наше на Восток и это ниспровержение царства неверного? Был ли народ русский в этом деле орудием миродержавного Промысла? Исполнял ли он при этом свыше указанную ему задачу? Как бы в ответ на эти возможные недоуменные мысли, кроме вышеуказанных обстоятельств самого завоевания Казани, свыше дается новое знамение: Господь являет в Казани чудесно образ Богоматери, этот образ, данный свободной теперь России, который, таким образом, служит знаком небесного благословения русскому народу в его историческом просветительном шествии к Востоку, в глубь Азии. Не раз потом эта чудесная икона Богоматери приносила и проявляла нам милость Божию в годины бед народных, и недаром сделалась чтимою святыней всероссийской. В нынешний день, 22 октября, воспоминается собственно не явление образа Богоматери, а чудесная помощь чрез Казанскую икону Ее царству русскому, новое освобождение его от врагов, новое сохранение его целости и самостоятельности и, следовательно, новое подтверждение его исторического призвания. Была тяжелая пора, поистине «смутное время» на Руси, когда пресекся в ней царственный род Рюрика, когда поляки, овладев большею половиною нашего отечества, вторглись в самое сердце России, – заняли Москву и засели в ней. Уже корона России предлагалась польскому королевичу Владиславу, но отец его, Сигизмунд, фанатический слуга римского папы, захотел соединить Россию с Польшей, не скрывая намерений ввести в ней католичество. Чистоте веры русского народа, следовательно, основным устоям его национального и религиозного быта и его историческому призванию грозила страшная опасность. «Мати Божия! спаси землю русскую!» – такой клич вырвался из сердец лучших сынов нашего народа. И Матерь Божия услышала их молитвы. В Казанской иконе Своей пришла Она к полоненной Москве во главе русского воинства; пред Нею изливали тогда мольбы свои доблестные Минин и Пожарский, на Ее благодатную помощь надеялись в виду необыкновенной трудности взять силою ратною тот город, который из твердыни России теперь обратился в крепкий оплот его врагов. А войско русское, нужно сказать, было и нестройно, и необучено, и немногочисленно, и к тому же не совсем согласно между собой. Но вот находящемуся в плену у поляков епископу Арсению ночью во сне является преподобный Сергий, молитвенник за землю родную святорусскую, и объявляет, что Господь, по ходатайству Богоматери, на следующей же день низложит врагов. Предсказание сбылось: на другой день, 22 октября 1613 года, кремль Московский был взят, враг изгнан, Россия стала свободной и скоро общенародным голосом избрала себе новый царственный род Романовых. С тех пор Казанская икона Богоматери сделалась семейной святыней этого благословенного царского рода и вместе с тем и всего народа русского. Еще раз в тяжелое время русской истории, во время французского погрома, эта чудотворная икона явилась в рядах русского воинства. Так сделалась она святыней не местной, Казанской, а всероссийской, общечтимой: и поныне она чаще всего видится в старинных православных домах, как священное наследие и благословение предков, передаваясь из рода в род. Нам, здесь живущим и несущим знамя христианского просвещения на окраине России, в виду сопредельных, недавно еще страшных для России стран неверных, в виду многих и среди нас живущих, коснеющих во тьме мусульманского зловерия или иноверия, нам, православным христианам, всем, без различия национальностей, Казанская икона Богоматери вдвойне близка и знаменательна: она напоминает нам о том, что мы здесь являемся наследниками завещанного историей просветительного шествия православной Церкви на Восток, что мы здесь исполняем давнее дело нашей родины, – и это дело может быть прочным только на основе чистой веры христианской, которую святая Русь с радостью нашла и здесь, в Закавказье, сохраненной и неповрежденной в многострадальной Грузии, уделе Божией Матери. Как две родные сестры, соединились теперь общностью дела и общностью единого отечества и слились воедино эти Церкви Божии – российская и грузинская, имея на челе лучшее украшение: печать пережитых страданий и подвигов за чистоту веры, печать многовековых понесенных трудов для просвещения чад своих и чужих... Пусть же под знаменем православия, при небесном заступничестве и благословении Богородицы, яко Ревнительницы славы Сына Своего, пусть будет совершаться здесь служение наше во всех видах и на всех поприщах – и в деле Церкви, и в распространении науки, и в службе государству, обществу, внутреннему благоустроению края. И кто знает? – может быть и скоро придет время, как пришло оно для других областей нашей родины, когда исполнится сладостное предречение Господа Иисуса, звучавшее некогда утешением и ободрением героям Казани: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышать: и будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10:16). Что из того, если нам не дождаться этого дня: но он будет, будет, он засияет непременно!.. Мати Божия Спасай землю русскую, облегчи ей труд свыше данного призвания! Будь нам залогом этой веры в чудотворном образе Твоем, который некогда явился в благословение тем, кто так же и в то же, как и мы, верили и уповали, и вера их не обманула. Буди сие, буди!.. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений : В 5-ти т. / Протоиер. И. Восторгов. - Репр. изд. - СПб. : Цар. Дѣло, 1995-1998. / Т. 1. : Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). - 1995. – 890 с. - (Серия "Духовное возрождение Отечества"). ISBN 5-7624-0001-8

Проповеди на праздники:

Наверх