Исторический принцип построения Деян.
Поэтому ближайшая задача Луки и в Деян. есть задача историческая, в том же условном смысле, в каком мы можем утверждать её для Евангелия. Построение Деян. подчинено историческому принципу. Его проведение отличается такой ясностью, что мы имели возможность положить план Деян. в основание нашей периодизации истории апостольского века. Главы 1–5, начинающиеся с Вознесения и Пятидесятницы, должны быть понимаемы как общая характеристика первого периода истории апостольского века. Главы 6–12 содержат краткие сведения о втором, переходном, периоде истории апостольского века, начиная с поставления Семи, которым вводится дело Стефана. Главы 13–28 посвящены служению ап. Павла до истечения двух лет его пребывания в Риме, иначе говоря, обнимают почти весь третий период истории апостольского века. Из этого обзора исторического содержания Деян. вытекает особое ударение на ап. Павле. Ударение на ап. Павле отвечает объективному значению его служения. Но мы видели, что над распространением христианства в бассейне Средиземного моря трудился не один Павел. И о состоянии Иерусалимской Церкви в конце третьего периода истории апостольского века мы почерпаем сведения не из Деян., а из косвенных указаний Евр., Иак. и Мф. Со своей стороны, и служение ап. Павла доведено не до его естественного конца. Можно с уверенностью сказать, что Лука писал после смерти ап. Павла и даже после смерти ап. Петра. Умолчание о событиях, имевших место по истечении двух лет пребывания ап. Павла в римских узах, доказывает наилучшим образом, что и в Деян. так же точно, как и в третьем Евангелии, воспроизведение исторических событий прошлого не было последней целью писателя.