Истинный крест христианина

В сегодняшний день, посвященный прославлению Животворящего Креста Господня, воспоминаются два события. Первое событие – это обретение Креста в IV в. св. равноапостольной Еленой и воздвижение его святителем Иерусалимской Церкви Макарием при многократном восклицании народа «Господи, помилуй». Второе событие было в VII столетии. Во время войны с греками персы захватили места священных воспоминаний и увезли к себе Крест Господень. Но в 628 году византийский император Ираклий заключил с ними мирный договор, по которому Крест был возвращен грекам. Воспоминая эти события и прославляя Животворящий Крест – орудие величайших страданий за человечество Христа Спасителя, св. Церковь обращает наше внимание, наш взор на то, что и каждый последователь Христа, каждый христианин имеет свой крест, на котором он должен распять свою греховную плоть с ее страстями и похотями. В нашем земном греховном мире немало встречается бед и скорбей, происходящих часто из-за наших пороков. Но такого рода страдания не составляют истинного креста христианина. Например, честолюбивый человек не находит себе покоя по причине терзающего его ненасытного желания новых и больших отличий и преимуществ. Или: завистливый не только не радуется счастью ближнего, но наговаривает на него, клевещет, прилагает много сил, чтобы лишить его этого счастья, благ. Сластолюбец мучается невозможностью удовлетворить свои нечистые пожелания. Все подобные люди страдают немало. Но никто эти греховные страдания не может одобрить. Они заслуживают только порицания. И крест, который несут эти люди, это крест разбойника – хулителя. Сущность истинного христианского креста – это самоотвержение, это терпеливая борьба с грехом, покаяние, исправление, непрерывный подвиг постоянного преуспеяния в христианском благочестии, или, по апостольскому слову, – совлечение, отложение «ветхого человека» и облечение в «нового человека, созданного по Богу» (Еф. 4, 22–24). Ветхий человек – это всё в нас греховное, порочное. От этого-то человека мы и должны избавиться. Новый человек – всё доброе в нас. Начинается он в нас в таинстве Крещения, когда мы действием благодати Божией умираем для жизни плотской, греховной и рождаемся для жизни духовной, святой. Существует этот новый человек в нас, возрастает и укрепляется по мере совершения нами добрых дел. Значит, истинный крест слагается из неослабной борьбы с грехами, пороками, страстями и целожизненного подвига стяжания духовной красоты. Если мы потеряем терпение и перестанем бороться, прекратим подвиг, то окажемся не в числе победителей, а среди побежденных, и перед нами не откроются двери Царства Чистоты и Духовного Блага. Всё то, о чём мы с вами рассуждали до сих пор, есть, по преимуществу, крест внутренний. Но есть еще и крест внешний. Это естественные скорби и бедствия, от которых не может и мудрость избавить, и невинность укрыться. Таковы смерть родных, потеря друзей, продолжительные и тяжелые болезни, различные житейские бедствия, проистекающие нередко от злой воли, клеветы, лжи других людей. Внешний крест также приносит пользу, но при условии правильного его несения. Если мы, оказавшись в беде, тяжелом житейском положении, задумаемся над смыслом своей греховной жизни, примем решение искоренить в себе плохие привычки и осуществим это решение, утвердимся в добре, то, несомненно, это будет действительно христианский крест, который и послужит нашему спасению. В ином случае, т.е. когда человек среди житейских бедствий не только не исправляется, но еще более погрязает в грехах, озлобляется на всех и на всё, – чем только увеличивает свои страдания, – такой человек, так несущий крест, хотя и весьма тяжелый, спасительной пристани не достигнет. Дорогие отцы, братья и сёстры! Каждый из нас имеет свой крест, с которым идет вослед Христа Спасителя. Слагается он у нас из разных сердечных устремлений и из нашей христианской жизни: из наших восхождений от веры к вере, от любви к любви, от добродетели к добродетели. И как от Креста Господня подается спасение всему, так и от правильного несения нашего креста – спасение наше. Поэтому сегодня все мы, празднуя Воздвижение Креста Господня, призываемся взглянуть на то, как несем мы свой крест. Хотя бы Церковь наша, членами которой мы являемся, была столпом и утверждением истины (1Тим. 3, 15), хотя бы нас почитали как мудрых и много знающих, но если мы неправильно несем свой крест, не исполняем на деле закон (Иак. 1, 25), спасения не достигнем. «Не гордись» своим правоверием, – учит св. ап. Павел, – «но бойся Бога» (Рим. 11, 20). Припадая к Животворящему Кресту Господню и прикасаясь к нему своими устами, мы еще раз всей душой, всем сердцем воззовем к нашему Спасителю: Господи Боже наш, «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый» на кресте, помоги и нам достойно нести свой крест, и как угодно Твоей св. воле «имиже веси судьбами» помилуй нас и спаси нас.

Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх