Испытание веры
Привет причастникам по причащении Святых Христовых Таин.
Приветствую вас, боголюбезные причастники Христовых Таин, радостью о неизреченном даре милости Божией, которого вы ныне сподобились. Приветствую вас, причастники той таинственной Вечери, на которой Сам Господь наш Иисус Христос преподал Своим Божественным ученикам и апостолам Свое Пречистое Тело и Божественную Кровь. Он же, Господь, сегодня преподал и вам то же самое Тело и ту же Пречистую Кровь; как тогда, на Тайной Вечере, Он священнодействовал и преподал святым апостолам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина, так и теперь Он же Сам священнодействовал на святом жертвеннике. Как тогда Он говорил ученикам Своим: приимите, ядите: сие есть Тело Мое и сие есть Кровь Моя (Мф.26:26:28), так и теперь Он же Сам, устами служителя Своего, говорил то же самое и вам.
Вспомните, что случилось тогда после Тайной Вечери: куда пошли ученики Его? Иуда пошел, чтобы предать Его изменнически иудеям; Петр – чтобы малодушно отречься от Него; прочие ученики разбежались, оставив Его одного (Мк.14:50). И это случилось после того, как Он предупреждал их, говоря: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф.26:41; Мк.14:38).
Не сказал ли бы Он того же сегодня и вам, причастникам: бдите и молитеся? Ибо в настоящее время и вам, и всем истинно верующим во Христа предстоит великое испытание. Это – испытание вашей веры, вашей преданности Христу. И действительно, не испытание ли для всех православных чад Церкви в настоящее время, когда совершаются столь опасные для веры и благочестия и столь страшные для православно-русского народа события внутри нашего отечества?! Не испытание ли для веры эти междоусобные распри, это шатание умов во всех слоях общества, соединенное с отпадением от веры, с изменой Христу, иногда богохульством и поруганием над тем, что доселе было для всех священно?
Разве все это грозит опасностью только для целости нашей родины, а не вместе и для целости Церкви, для чистоты православия, с соблазном отпадения от него многих и многих?
Вы, причастники, сегодня пред Святой Чашей или, что то же, пред Самим Христом, исповедали веру в Него и дали обещание не предавать Христа, яко Иуда, не отрекаться от Него, как Петр, страха ради человеческого.
Будем беречься, чтобы и нас не постигло искушение. Во времена Христовы учеников Его называли уничижительно «галилеянами». Название «галилеянин» стало тогда кличкой для тех, кто веровал во Христа, кто последовал Его учению, кто жизнью по заповедям Его стал обличением для лицемеров, развратников, грабителей, лжецов. И ныне мы видим нечто подобное: и ныне истинным последователям Христа дана особенная кличка. Кто хранит веру в Бога, чистоту совести, кто верен своему долгу, кто стоит за богоучрежденную власть, за свою родину, того называют черносотенцем. Это название имеет ныне такое же позорное значение, как прежде название «галилеянин».
Если вы ходите в Церковь, если слушаетесь своих пастырей, то вас называют черносотенцем. Если вы верны царю, дорогой родине, то вы то же, что прежде был галилеянин. Если вы не разделяете безбожных мыслей, преступных намерений о разрушении существующего порядка, то, на вас с презрением указывая, говорят: это – галилеянин-черносотенец! И, к сожалению, многие православные смущаются таковой кличкой и готовы отречься от всего, что было всегда священно для истинно русских людей, готовы божиться, что мы-де хотя и православные, но только по рождению, по имени, а не по убеждению: для нас-де все веры одинаковы; что мы не дорожим царской властью и готовы хоть сейчас изменить ей; что мы не стоим за русскую народность, но готовы считать себя гражданами всего мира. Одним словом, готовы сделать то же, что сделал Петр в день искушения, когда, убоявшись служанки, признававшей в нем галилеянина, в самозабвении от страха сказал: не знаю, что ты говоришь (Мф.26:70)!
Итак, будем внимательны к себе и к тому, что совершается около нас. Будем тверды в верности Христу, в любви к православию, в преданности царской самодержавной власти и в любви к русской народности, ибо в сем истинное благочестие, в этом верность Христу для нашего времени.
Изменник Богу – изменник и царю. Верный царю – верен и Богу. Изменник родине – изменник и вере родной. Верный вере отцов – верен будет и родной земле с ее законами и порядками.
Господи! Даруй нам быть верным всегда и во всем, что Тебе угодно.
Господи! Мы не дадим Тебе лобзания, как Иуда, мы не отречемся от Тебя страха ради человеческого – только Ты, Всеблагий, пребудь с нами, благодать Твоя да сохранит нас верными Тебе до смерти!