Исполнение Ветхого Завета в Новом, конец храмового строя
Общий вопрос касается учения Евр. в целом. Излагая учение Евр., мы отметили, что идея исполнения Ветхого Завета в Новом, намеченная в первых же стихах Послания, наблюдается на протяжении всего памятника. Это касается и сопоставления священства Христова со священством по чину Аарона в Евр.5:1–10, и образа Мелхиседека в гл. 7, и жертвенного строя Ветхого Завета в гл. 9. Жертва Христова, уже принесённая, являет исполнение прообраза. Христос, по учению Евр., уже вошёл в славу. Об этом говорят аористные формы Евр.1:3 и Евр.8:1 (в русском переводе: «воссел»). Аорист есть время исторического прошлого. Мало того, в жертвенном служении Христовом наше искупление уже совершилось (ср. Евр.9:12, 14, 24–28). Освящение верующих есть наличный факт. Это вытекает из перфектных форм Евр.10:10, 14: речь идёт о наличествующих последствиях действия, совершившегося в прошлом. И тем не менее, как уже было указано, через Евр. проходит устремлённость в будущее. Это касается и временного уничижения человека, которому, однако, ещё не пришел конец (Евр.2:8), и субботства, ещё не наступившего (Евр.4:9–11), и Ветхого Завета, который был Ветхим в дни Иеремии, но который ещё не потерял силу и в шестидесятые годы первого христианского столетия (Евр.8:13). Мы отметили и то, что устремлённость в будущее характерна не только для праведников Ветхого Завета (гл. Евр.11). Христиане тоже «не имеют зде пребывающего града, но грядущего взыскуют» (Евр.13:14), и их борьбе, и их страданию тоже не наступил ещё конец (Евр.12:1–3). В момент составления Евр. Храм ещё стоит и жертвенный строй Ветхого Завета ещё остаётся в силе. Это вытекает из прямого указания Евр.9:8 и из форм настоящего времени в Евр.8:4–5, 9:6–7 и др. Для составителей Евр. жертвенный строй есть факт «настоящего времени» (Евр.9:9). Но настоящему должен прийти конец. Это прямо сказано в Евр.9:10, а в ст. Евр.9:8 ясно подразумевается, что путь в святилище, закрытый, пока стоит первая скиния, скоро будет открыт. Ожидание конца ветхозаветного храмового строя тоже устремляет мысль читателей к будущему. Но с будущим связаны и эсхатологические чаяния.