Исполнение молитвенных прошений. Речь пред молебном о даровании здравия благочестивейшему государю императору Николаю Александровичу по случаю полученных известий о болезни его величества, 1900 г.
Должно всегда молиться и не унывать. (Лк.18:1).
Глава моя, глава моя болит, – взывал сын сонамитянки, данный ей Богом по молитвам человека Божия, пророка Елисея (4Цар.4:19). Безмерно печальны были бы для матери последствия этой болезни сына, ее надежды и отрады, если бы молитва того человека Божия не исхитила его из челюстей смерти.
Тихий, но тревожный глас слышится теперь по всей земле нашей: «Глава моя, царственная глава моя болит». И весь этот многомиллионный народ русский спешит теперь в храмы Божии, чтобы чрез молитвы Церкви испросить милость, здравие и спасение для царственной главы, склонившейся к одру болезненному. Тревожные думы смущают дух молящихся: будет ли услышана молитва их о царе своем? Вспоминается 1894 год, и страхом объемлется душа. Людей слабой веры тревожит недоуменный вопрос: почему не была услышана молитва о царе в оный печальный для России год? Небесполезны ли молитвы, если события совершаются роковым, неотвратимым образом? Где обрести успокоительный ответ на этот тревожный вопрос? Есть такой ответ – в Писании Святом: примем его с верою. Святое Евангелие внушает нам всегда молиться и не изнемогать в вере, ибо Бог слышит вопиющих к Нему день и нощь. Но это же слово Божие внушает нам предать исполнение наших молитв в волю Божию. Когда не исполняются наши прошения, оно повелевает нам не унывать (Лк.18:1–7), но уразумевать здесь тайну судеб Божиих, в данное время иногда непонятную, но после имеющую открыться с полною ясностью. Трижды молился Начальник нашего спасения, да мимо идет чаша страданий (Мф.26:39–44), и не был услышан, ибо Он не желал, чтобы исполнялась воля человека, отвращающая от страданий, но чтобы была воля Отца Небесного, устрояющая чрез страдание Сына спасение мира. Если же молился так Сам Сын, то дерзнем ли иначе молиться мы, рабы, зная притом, что неисполнение наших молитв допускается для лучшего нашего блага?
Могут подумать: если так, то не лучше ли и не молиться, – пусть Господь делает, что Ему угодно! Нет, так думать и поступать нам также не повелено, но заповедано неотступно молиться, потому что мы не знаем, какие молитвы наши будут оставлены, а какие исполнены. Мало этого, иногда даруются людям блага потому только, что они неотступно просили их: не молись они, не получили бы просимого. Не пойди оная сонамитянка к пророку Божию и не проси его слезно, не последовало бы воскрешения сына ее; не проси хананеянка Господа, не исцелилась бы дочь ее; не пошли сотник друзей своих к Господу просить об исцелении слуги его, не исцелел бы он в тот же час, как последовал глагол Божий: как ты веровал, да будет тебе (Мф.8:13).
Впрочем, бывают случаи, препятствующие благотворному действию молитвы: это – грехи наши. Рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать, – говорил Господь народу израильскому. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать (Ис.59:1–2).
Итак, будем внимательно осматриваться, нет ли за нами каких-либо грехов, за которые посылается гнев Божий на народ в виде мора, голода, отнятия нужных для страны людей и других общественных бедствий. И если обретем в совести нашей нечто такое, поспешим исправиться. Будем молиться с верою и со всем усердием взывать: Господи, спаси царя! Удалим от себя всякого рода помыслы сомнения, предавая себя и возлюбленного монарха нашего в волю Божию, всегда благую и святую, говоря: Отче наш, да будет воля Твоя!