Искание силы Божией
Лежит (определено есть) человеком единою умрети, потом же суд.
Евр.9:27
Нам непременно придется умереть, и смерть всегда близка к человеку. По смерти же всех без исключения ожидает суд Божий. Об этом святые уста пророка Иезекииля от имени Божия говорят: «Как пастух поверяет стадо свое... так Я пересмотрю овец Моих... разжиревшую и буйную истреблю». Мы уже тучнеем от грехов и немощей наших. Сколько ежедневно передумает ум наш греховных мыслей, сколько раз забьется сердце нечистыми чувствами! Как закоренелыми темными навыками постоянно помрачается свет наших душ! И за все это мы подлежим ответу. Если кто пожелал услышать в немногих словах ответ на вопрос, что же делать нам, дабы не погибнуть навеки, на это лучший ответ таков. Если каждый день потрудимся сохранять в себе силу Животворящего Духа, то будем готовы всегда на суд Божий.
Сила Божия – сила внутри человека – странна и непонятна человеку современному, в этом нет ничего необыкновенного. В нас подлинно сила Божия, только не в одной мере являет свое действие в тех или иных людях. Возьмите то, как иногда воздействует одна душа, христиански настроенная, на душу скорбящую, какое источает пламенное утешение. Преподобный Макарий Великий, когда ученики его просили сказать им слово назидания, сказал только несколько слов: «Будем плакать, братие». Да так, очевидно, сказал это слово, что все упали на землю и пролили потоки слез. Иногда священное пение одного человека, имеющего полноту благодати, способно потрясти души слушающих. Видите, в душе действительно может быть и бывает сила Божия. Иисус Христос называл сердце то благим, то лукавым сокровищем. И в злом сердце есть сила, только диавольская. Сила Божия впервые была дана праотцу Адаму, когда Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и он стал душой живой, и стало его сердце храмом Духа Святого. Ради этого ни солнце не жгло первого человека, ни огонь не мог опалить его тело, ни вода потопить. Бог охранял Адама. Когда же люди пали и утратили силу Духа Святого, потребовалось явление в мир Иисуса Христа. Во Христе явилась миру жизнь, по слову: в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Спаситель умолил Отца послать в мир Духа Святого, и Дух Святой уже пришел в мир, обитает в нас со дня крещения нашего. Он подает душам мир, о котором сказано в Евангелии Спасителем: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Дух Святой утешает нас радостью, как написано: «Радости вашей никто не отнимет у вас». Наконец, Дух Святой нас исполняет сердечной теплотой и учит молиться с сокрушением и горением в сердце. Эту-то силу Божественную и надобно тщательно хранить в себе ежедневно и отходить ко сну, имея ее в себе. Посмотрите на жизнь святых, они всегда сокрушались о грехах, хранили себя от зла, имели всегда мир, сердечной и благодатной силой успокаивались как во сне телесном, так и во сне смертном. Замечательно, что святые засыпали сном смерти или после причащения, или на молитве. Так, святой Дмитрий Ростовский перед кончиной призвал детей-певчих, заставил их петь составленные им песнопения: «Иисусе мой, в Боге надежду мою полагаю», наставил любить Бога и Божию Матерь, потом отпустил всех, оставив одного мальчика, который помогал ему в переписке его сочинений, поклонился ему до земли, благодаря его за труды. Тот воскликнул с плачем, пораженный смирением святого: «Мне ли, последнему рабу, владыко святый, кланяешься!» Потом святитель отпустил его, закрыл дверь келии и встал на молитву. Утром нашли его предавшим душу Богу в коленопреклоненном состоянии. В молитвах жил и на молитве скончался.
Как же нам сохранить в себе силу Божию? Бояться грешить и очищать душу свою покаянием. У нас есть меньшие грехи, как то: осуждение, вспышки гнева, подозрение, празднословие и т. д. Впадая в эти грехи, надо тотчас же мысленно осудить себя, попросить прощения у Господа и сказать: «Господи, прости меня», и Господь возвратит силу Свою кающейся душе. Если же допускаются большие грехи, смертные: блуд, закоснелый гнев, гордость, воровство и тому подобные – то тогда надо обращаться немедленно к духовнику и потом дать обещание не согрешать, и Господь за покаяние и исправление даст благодать на благодать.
К старанию бежать от греха надо присоединить принуждение себя время от времени кратко воздыхать к Богу и Божией Матери, например, словами: «Господи, помилуй», «Пресвятая Богородице, спаси нас». Пусть нас жизнь закидала сетью забот, пусть мало у нас времени подумать о душе, при всем том можно так относиться к делам, что они не отлучат душу от Бога, не отнимут от сердца благодати Святого Духа. Совершаем ли какое дело, надо говорить себе внутренне: «Это дело поручил мне Господь». И совершать его надо как бы перед лицом Божиим. Идем ли мы на рынок, принимаем ли гостей, посещаем ли знакомых, совершаем ли дела своего звания, всегда полезно говорить себе: «Это дело поручил мне Господь» – и исполнять всегда дела, как если бы их поручил нам Сам Бог.
В дальнейшем благодатные чувства никогда не иссякнут в нас. Наличие их в душе есть признак сообитания с нами Святого Духа, так как душа не может и вздохнуть сокрушенно, если Господь не пошлет для этого силу. Совершать земные труды с намерением сохранять в себе силу Божию и есть самая важная задача жизни. И Антоний Великий говорит, что у человека могут быть три воли: 1) по бесовской воле живет тот, кто совершает дела ради тщеславия и других греховных навыков; 2) по воле человеческой поступает совершающий добро ради добра и ради естественных человеческих желаний; 3) по воле Божией живет тот, кто совершает святые дела ради стяжания благодати Святого Духа. Не напрасно Спаситель говорит, что Царство Небесное есть бисер, жемчужина, сокровище, сокрытое на селе, или благодать Божия, а мы купцы, искатели благодати. И самое главное средство, чтобы приумножать в себе сокровище силы Божией, есть молитва. Удивительное явление в нас – молимся, молимся, а все как будто не изменяемся к лучшему. Все те же скучные, тоскливые и порочные. Но кто имеет внимание к подвигу и потерпит в нем, тому Господь даст ощутить молитвенную силу и возведет человека того к большей благодати.
Молитва есть трех родов: устная молитва, ума и сердца. Мы молимся устами, и нам достаточно говорить слова возможно благоговейно, со вниманием. Кто терпеливо произносит со вниманием каждое слово молитвы, того [Господь постепенно изменяет], как ученика учитель переводит из класса в класс. Только не нужно намеренно искать утешения молитвенного – это прелесть. Пусть всякий покорится в этом случае воле Божией. Когда нужно, Господь обрадует нас. Будем же хранить в себе с великой осторожностью бесценное сокровище благодати Божией, всегда сохраняя внимание к себе и бодрость духа. Аминь.