Икона Знамения Царицы Небесной в г. Омске. 1913 г.
Октября 20-го 1913 года среди первого зимнего бурана г. Омск принял к себе из древнего Новгорода икону Знамения Владычицы – точную копию с самой чудотворной Святыни Новгорода. Сия Новгородская святыня есть первообраз всех прочих многочисленных в России чудотворных икон Знамения, как Курская, Абалакская и другие. Весьма дивна и поучительна самая история этой иконы Знамения. Ее и расскажем кратко.
Было это в 1170 году, когда Русская Земля не была еще единым царством, но разделялась на множество отдельных княжеств, к сожалению враждовавших между собою. Жил самостоятельно и вольно и Новгород, управляясь народным вечем, или собранием. Тогдашний Великий Князь Суздальский Святой Андрей Боголюбский, в заботе о единой сильной России, которая могла бы всех врагов отразить от себя, вознамерился и Новгород подчинить себе. С ним, по словам тогдашнего летописца, «просто реши, вся Земля русская совокупися». Многочисленное полчище вражеское окружило Новгород, предварительно по дороге все опустошивши и оставивши за собою один пепел и трупы. По человеческим соображениям, беда неминучая предстояла и Новгороду. Но, очевидно, еще не пришло тогда время для соединения Новгорода с остальной Русью, случилось обратное, и вот как.
В ту пору владыкой Новгородским был Святитель Иоанн, муж строгой и молитвенной жизни, неусыпно бодрствовавший над своей от Бога вверенной ему паствой. Он был воистину орлом, парящим над своим градом, как и подобает то архипастырю своей паствы. Видя близкую беду своему граду и людям, Святитель Иоанн со усердием молился Спасителю о милости к грехам человеческим, в ходатайство за них приводя и народные тогда молитвы: все от млада до велика с усердием переполняли многочисленные храмы Божии в Новгороде и с горячим покаянием просили Бога о помощи. Два дня Святитель со слезами молился на своем крылечке перед стенным образом Спасителя, который и доселе в благоговении содержится на крылечке церкви рядом с архиерейскими келлиями. И в третью ночь своих молитв вдруг почувствовал Святитель Иоанн необычайный трепет в душе и вслед за тем голос, которым, как живой, возговорил к нему Спаситель от иконы: «Епископе! Услышана бысть молитва твоя, – аще хощеши спасение града получити, утру наставшу иди в церковь Преображения Господня, на исходище пути, глаголемаго Ильина улица, и, тамо взем образ Пречистыя Богородицы, вознеси на стены града противу супостатов, и абие узриши спасение граду чудное».
Обрадованный сим гласом Вседержителя, Святитель всю ту ночь провел в горячей молитве. Утром же созвал освященный собор и старейшин города, послал в Спасскую церковь за иконой Пречистой, как повелено было, сам оставшись на молитве в соборе Святой Софии – Премудрости Божией. Но прибегают из Спасской церкви и с ужасом рассказывают, что никакая сила не может снять запрестольную икону Владычицы с места, хотя она и небольшая. Смиренный Святитель «довольно о невежестве своем плака, яко не прииде сам по пречистую ону икону, и рассуди, яко не лепо бе Царице, Царя Христа рождшей, от посланных и меньших взятой быти», тот же час повелел звонить «во вся тяжкия» и сам с крестным ходом пошел молитвенно в Спасскую церковь. «Там, повергшись на землю пред чудною иконою и исповедав, елика сотворих в неведении, понеже честный образ с повелением, а не с молением повелел принести», умолял Владычицу неба и земли об избавлении города, о прощении грехов всем в нем живущим. Народ тысячами окружал малую Спасскую церковь, едва вмещавшую только духовный собор, и слезно молились Владычице, пока духовенство в церкви пело молебен. Когда же по шестой песни запели кондак: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное...», святая икона Богоматери вдруг сама собою заколебалась и подвиглась от своего места. Все, объятые и радостью, и страхом, пали ниц и, не имея сил продолжать пение канона, только взывали: «Господи, помилуй». Святитель в благоговейном трепете принял дивную Святыню на свои руки архиерейским омофором, облобызал ее и со всем народным собором с пением изнес на то место городской стены, где особенно сильно наступали враги. Уже стрелы вражеские «яко дождь умножен» сыпались в город. А Святитель неустрашимо обходил по стене, имея в руках своих праведных Саму Одигитрию христиан. И вдруг одна стрела вражеская угодила как раз в лик Богоматери под левый глаз. И о, дивное Знамение! «Честная Пресвятыя Богородицы икона, тотчас сама собою отвратив лице свое от сопротивных, обратилась на град и источила слезы от очию». Святитель в трепетном благоговении начал утирать слезы из очей Богоматери своим облачением, говоря: «О чудо преславно! како могут быти от суха древа слезы? Не суть бо слезы, но милостивое Знамение. Сим бо образом молится Пресвятая Богородица Сыну Своему и Богу нашему за град и люди, уповающие на милость Ея. Сице являет Пресвятая Богородица предстательство и заступление людям безнадежным». И весь народ при виде этого со слезами умиления взывал: «Господи, помилуй».
И воистину, Знамение предивное явила Царица Небесная. Какое-то затмение напало на суздальские войска, так что они вместо наступления на новгородцев начали нападать и бросаться друг на друга и в этом замешательстве убежали от Новгорода, «ничтоже вземше, ни полонивше, токмо взяша земли копытом. И бысть им тяжек путь той», замечает летописец.
Чудное Знамение вся эта история, рассказываемая согласно тогдашним летописцам. От красок на каменной стене Господь возглаголал молившемуся Святителю Иоанну. От красок на дереве Владычица источила слезы, и икона сама обратила лик Пречистой от врагов к городу. И от той же иконы, как ослепительные стрелы молнийные, послала на врагов, ослепивши им очи. Неприятельская многочисленная сила настойчиво осаждала Новгород, силы которого уже истощились. И вдруг во мгновение эта сила исчезла, истребленная помощью и заступлением Царицы Небесной.
И поставили с псалмопением сию чудотворную икону в Спасов храм на Ильинке. И в память о дивном от нее Знамении установили навсегда торжественный праздник на 27 ноября – в день памяти святого мученика Иакова Персянина, изображенного на обратной стороне иконы Знамения. Пораженные же сим Знамением суздальцы не только оставили свою вражду, но сделались друзьями новгородцам, и сам Князь Боголюбский назвался другом Новгорода. Такова благодеющая и карающая сила Господня над родом человеческим. Да боится сего и да благоговеет перед сим всяк человек, боясь чем-либо прогневить промыслительную десницу Владыки и отвратить от себя покров Владычицы Милосердной.
И благоговейно чтут новгородцы и образ Спасителя на крылечке перед архиерейскими келлиями, в благоговении припадая перед ним к Самому Вседержителю. Свято чтут и Знамение Владычицы, как к Самой Заступнице живой припадая у Ее честной иконы и воспевая Ее как «Необоримую стену и источник чудес». Во всякую пятницу вечером там в Знаменском соборе и совершается торжественный и умилительный акафист Богородице.
На месте же явления 3намения от иконы Владычицы Святитель Моисей в XIV столетии построил Десятин женский монастырь, для самой же Чудотворной иконы Знамения около Спасской церкви построил Знаменский собор величественный. Такова дивная история об иконе Знамения Владычицы.
На последнем акафисте в Знаменском соборе перед путешествием в г. Омск напутствуемый молитвами и поднесением иконы Знамения, я и просил благочестивых новгородцев пожертвовать мне для нового Омского края, бедного святынями, точную копию с самой чудотворной иконы Владычицы. С обычным усердием благочестивые новгородцы отозвались на этот прощальный призыв и, собрав нужные средства, соорудили точную копию святыни. Но не без настойчивых усилий добились последнего. Дело в том, что, охраняя такую святую и старинную драгоценность, дорогую ризу с иконы уже давно не снимают. Снять же точную копию можно, только сняв с иконы ризу. Но Владычица милость Свою явила: после разных затруднений, однако, оказалась действительная необходимость снять ризу с иконы, после чего явилась возможность снять и точную копию с подлинной иконы Владычицы
Когда это все было милостью Владычицы исполнено, тогда новгородцы на одном из очередных акафистов в пятницу 30 августа сего 1913 года при заполнившем собор народе торжественно освятили сооруженную точную копию у подлинной чудотворной иконы Знамения Владычицы и после того в течение целой недели на всякую ночь ставили ее на место подлинной иконы. И только после того с благоговением направили сию святыню к нам в г. Омск при особом послании на мое имя. Так как в этом послании святые пожелания высказываются для всех нас православных омичей, то считаю нужным оповестить его. Вот это послание, заполненное многочисленными подписями, несмотря на летнюю глухую пору года.
«При отбытии из Новгорода на новый нелегкий путь святительского служения в Омской епархии Ваше Преосвященство выразили желание иметь копии Святынь Новгородских с тою целью, чтобы эти Святыни просвещали Омский край тою твердою и искреннею верою, какою искони жил и живет древний Новгород.
На Ваш призыв с сердечным желанием откликнулись весьма многие из Новгородской паствы, памятуя те молитвенные Ваши подвиги, которыми Ваше Преосвященство так привлекали и воодушевляли верных сынов и дщерей церкви Новгородской.
Ныне копия иконы Царицы Небесной в честь Ее Знамения устроена и сегодня 30 августа освящена в Новгородском Знаменском соборе на месте нахождения подлинной чудотворной иконы при полном стечении народа, молящегося за Вас. Примите, Ваше Преосвященство, этот святой дар Новгорода; да охраняет Вас Царица Небесная и да поможет Она Вам с той же ревностью о славе Божией проходить многотрудное святительское служение на пользу Вашей новой паствы, обуреваемой неправоверующими, какой проникнуто было оно в святом Новгороде». Далее следуют многочисленный подписи, заполнившие весь лист бумаги.
Дабы кто не соблазнился изложенными в сем послании похвалами мне лично и не подумал бы о мне или слишком хорошо, или, наоборот, слишком худо, скажу искренно то, что я искренно же говорил и при прощании с новгородцами, когда принимал от них открытой душой напутственные пожелания. Говорил и говорю о сем образно. Едва ли кто похвалит того, кто со вкусом готовит яства, которыми преусердно сам и питается, хотя бы и вместе с другими. Так и я, входя в среду тесно стоящего в храмах новгородских и усердно молящегося народа всякого звания и рода и возраста, только лишь богатно питался этой чудесной народной пищеи духовной, утешаясь его молитвой, его пением, его стоянием, его терпением и посреди такого церковного собрания ощутительно чувствуя близкого тогда к молящимся Христа Спаса. И тогда я устали не чувствовал, ибо преизобильно питался от богатого духа народного. И тогда я на крыльях народной молитвы, полной веры и упования на Господа, легко плавал, как на глубоких и легких волнах благодати Святого Духа. Тут живется полной жизнью. Тут легко дышится сердцу. Тут истинное счастье и утеха. Тут высокая бодрость и дерзновение ко Господу Богу. Посему да не подумает никто о мне чего-либо или слишком хорошего, или слишком худого. Говорю то, что есть, и больше нимало, не смиряясь, не превозносясь излишне, дабы и смирение не было хуже гордости.
Когда получена была Святая икона Знамения Владычицы, тогда от избытка сердца решил я возблагодарить благочестивых жертвователей ответным посланием.
«Всем возлюбленным о Господе благочестивым христианам святого Новгорода: о Господе радоватися.
Ровно полгода сегодня (5 октября 1913 года) исполнилось, как от Вас я прибыл в богоспасаемый град Омск на свою архиерейскую кафедру для исполнения возложенного на меня послушания. Но не перестаю память творити о благочестии Вашем, так трогавшем меня в течение пяти лет моего среди Вас пребывания. И тем более не могу забыть дела Вашей веры и любви, что доселе пребываю в душевном общении посланиями даже от тех из Вас, с которыми мало имел я общения личного. Но самое главное: не перестаю получать от Вашей любви отобразы дорогих мне новгородских святынь, как пришла ко мне любовью и молитвами Вашими и последняя из них Вратарница Новгорода – икона Знамения Владычицы, да будет Вратарницей и града Омска. Некоторые из новгородских святынь уже пошли крестным ходом по весям края, некоторые же пока пребывают в Омске до весны. Поселяне, пришедшие из далекой России, со слезами радости принимают их к себе в домы. Пусть они и впредь прибегают к ним за утешением, как и вы научились к ним припадать. И это для них святой дар от Вашей любви и благочестия.
За сие да воздаст Вам Господь Своими милостями. Я же грешный ничем иным не могу воздать Вам за Вашу любовь и молитвы, как только памятью о Вас перед Господом Богом. Его благодатью да пребываете и Вы, и дети Ваши в благочестии, полезнейше коего нет ничего на свете, по апостолу. Святыни же града, которыми изобильно Господь украсил его, да будут яркими светильниками, путеводствующими ко благочестию, успокаивающими и ободряющими всякого, к ним с верой прибегающего. Припадая к ним, поминайте и мое недостоинство, духом всегда присутствующего посреди Вас. Ваша любовь и ныне подвигает меня к бодрой и неустанной работе на ниве Церкви Христовой, как она же отнимала от меня всякую усталость, когда приводил мне Бог жить среди Вас.
Земно кланяюсь всем Вам и призываю на всех Божие спасительное благословение. Аминь».
При том духовном единении с благочестивыми новгородцами, какое укрепилось за пять лет моего среди них пребывания и запечатлелось самым задушевным расставанием с ними при отъезде в Омск, понятны исполнившие мое сердце чувства, которые я и высказал в вышеприведенном моем ответном послании. Но данные чувства были высказаны по поводу получения освященной копии главной святыни Новгорода иконы Знамения Владычицы, перед которой возбуждается самое высокое благоговение к всесильному Божескому Промышлению о людях. И потому хотелось скорее видеть эту новую святыню из святого Новгорода в Омске и припасть к ней и молить Владычицу – быть Вратарницей и сего нашего нового города в далекой Сибири.
Икона Знамения Владычицы получена была на станции Омск в конце сентября. Но наставшая потом дождливая погода, а с ней и распутица не давали возможности перенести икону от вокзальной церкви в Омск. Установившаяся во второй половине октября хорошая погода дала возможность сделать объявление для православных о том, что 20-го октября будет совершено крестным ходом перенесение иконы в город. Но, очевидно, для испытания нашего усердия погода резко изменилась и с утра 20-го числа подул холодный ветер, а потом и буран. Однако намеченное перенесение иконы отложено не было. В тот день в вокзальной церкви литургию совершал Преосвященный Акмолинский Мефодий. В половине третьего под холодным ветром и выступил крестный ход от вокзальной церкви с иконой Знамения, для которой усердием благочестивцев сооружены были особые носилки. Во главе народного крестного хода шел Преосвященный Мефодий, при усердном пении всех богомольцев. Да подаст им Владычица Свое благословение за их терпеливость среди холодного бурана.
После трех часов дня из Крестовой церкви выступил встречный крестный ход вместе с духовенством всех градских церквей под моим предстоятельством. Сверх опасения, и здесь усердствующих набралось очень много.
Можно было радуясь идти по стогнам града среди скучно гуляющих и праздно болтающих людей, не знающих, куда убить праздничный досуг, тем более в невеселый буран. Хотя и трудно было идти при холодном ветре, но богомольцы вместе с духовенством все время шли с пением молебна Владычице, пока не повстречали крестный ход с иконой Знамения Богородицы. Крестные ходы встретились у Никольской казачьей церкви. Тут крестоходцев оказалось уже весьма много; часть их возвратилась на вокзал в хутор, а остальная пошла с принятой Святыней в Крестовую церковь, усердно все время воспевая Владычицу. Благочестивцы наперебой теснились к святыне, чтобы хотя бы подержаться за ручки носилок, на которых высилась икона Владычицы. Высоко над главами смиренных богомольцев, как Сама живая, Богородица властно и торжественно вступала в новый град Своего пребывания. И радовалось о сем сердце и трепетно молилось: да будет сие так! Да внидет Владычица к нам Своим образом; да будет нашей Заступницей и Покровом; да будет Она радостью богобоязненным; да коснется сердец и охладевших в вере, не узнавших радости о Господе; да призрит Она на усердие тех, кого и трудная погода не удержала от исхода на встречу святой иконы.
Под впечатлением всего этого и решил я во время крестного хода – построить в Омске особый храм, как место покоя Царицы Небесной в Ее образе Знамения. Решил об этом поведать и православным.
Святую икону принесли в Крестовую церковь и тотчас же начали служение бдения при заполнявшем церковь народе, усердно лобызавшем икону и возжигавшем пред ней свечи. Теперь икона была открыта и поражала своим видом: так великолепно она была скопирована с подлинной чудотворной иконы Знамения, что получалось впечатление великой древности принесенной ее копии. Поражала выразительность чудного византийского иконописания, хотя и в подражании ему.
Под впечатлением всего этого, а вместе и под впечатлением церковных песнопений, переносивших душу в давно прошедшие времена чудного явления Знамения в Новгороде, – под впечатлением всего этого создавалось самое молитвенное настроение. Мы около святыни объединялись и с древними очевидцами дивного Знамения Владычицы, и с современными их потомками, усердно и ныне припадающими как к Самой Владычице в ее чудном образе – великой святыне Новгорода. Для веры и любви нет пространства и времени. И разделенные пространством и временем все верующие составляют одно духовное тело Церкви Христовой, возглавляемое и оживотворяемое Самим Христом Богом нашим и Спасом.
После кафизм мной была рассказана вся трогательная история происхождения иконы Знамения Владычицы, с благоговением и понятным трогательным вниманием всеми выслушанная. После же такого рассказа я и сказал, что для такой нашей святыни непременно нужно построить особый храм, тем более, что нужда в храмах в большом городе Омске весьма настоятельная. В то время как на 25–26 тысяч жителей в Новгороде насчитывается до 50 храмов, в Омске при свыше 100 тысяч православного населения приходских храмов с собором всего шесть. Новый Знаменский храм должен быть построен в людной части города, где вовсе нет храма. Для сего городом уже отведено и удобное место. Это за Учительской семинарией на площади между улицами: Стенной, Телятниковской, Анцыферовской и Кузнечной. Для сего от себя уступаю построенную при Покровском монастыре архиерейскую дачу с храмом при ней, с тем чтобы дачное помещение приспособить для обширного зала духовных народных чтений. Но, разумеется, на это нужны средства, которых у меня нет. За ними и обращаюсь ко всем православным омичам помочь мне устроить Знаменский храм с залом для чтений при нем. Все, конечно, видят – какую любовь и усердие ко мне доселе проявляют благочестивые новгородцы, как во многом они мне и здесь уже щедро помогли, и только за то, что я любил бывать на их многолюдных усердных молитвенных собраниях, в многочисленных храмах Новгорода у его святынь. Теперь прошу православных омичей помочь мне в данном деле. Достаточные пусть сами сколько могут и усердствуют – помогут от своих достатков, а недостаточные пусть расположат к тому достаточных. Пусть все знают, что своим участием в данном святом деле они окажут милосердие к тем нуждающимся в оном, кто желали бы помолиться или поучиться благочестию, да не имеют поблизости храма и училища благочестия. Театров, кинематографов и подобных мест развлечения понастроено в Омске много. А храмов весьма и весьма мало. И окажите милосердие к православным душам, чтобы имели они возможность молиться и учиться благочестию, вместо того чтобы в часы досуга за другими тянуться в места развлечения, а может быть, и в места развращения. За такое же милосердие к людям и Царица Небесная окажет Свое милосердие к жертвователям. Итак, воодушевимся все на это святое дело и общими усилиями приведем его к должному концу в честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии у Ее пречудного образа Знамения. Вы же со своей стороны рассказывайте о сем другим, чтобы всякий мог посильное участие принять в устроении храма Знамения Владычицы и быть под ее Покровом».
Итак, начало делу было положено. Да благословит сие Сама Владычица.
22-го октября в день Казанской иконы Богородицы в кафедральном соборе за литургией собралось богомольцев особенно много. Посему я решил и здесь обратиться к православным с таким же призывом о построении храма Знамения Божией Матери. С естественными изменениями в подробностях и изложении мной и было сказано приблизительно то, что сказано было в Крестовой церкви при встрече иконы Знамения. Трогательная история Знамения была выслушана с заметным напряженным вниманием, и дал бы Бог, чтобы она должным плодом отозвалась и в сердцах слушателей. Смею надеяться, что это так и есть по молитвам Владычицы. Ибо уже сразу после обедни спрашивали – куда можно передавать пожертвования.
Теперь надлежало привести и в исполнение начатое дело. Для сего и решено было обратиться с печатным воззванием ко всем омичам по данному делу. По моей просьбе редакцией «Омского Телеграфа» и было припечатано 29 октября, правда не в тексте, а на первой странице объявлений мелким шрифтом, следующее краткое «Усердное прошение всем православным гражданам г. Омска: «Встречая 20 октября по стогнам града среди бурана пришедшую к нам из Новгорода святыню – точную копию старинной чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, вознамерился я обратиться с сим прошением и молением ко всем православным гражданам г. Омска. Моление же мое таковое. Православного населения в Омске теперь насчитывается уже далеко за 100 тысяч. Храмов же приходских вместе с кафедральным собором всего шесть. Окраины же города и вовсе не имеют храмов. Кроме того, не имеем мы и такого зала, чтобы собираться по праздничным вечерам и устраивать для желающих, и простых и образованных, духовные чтения. Обрадованный пришествием к нам образа Владычицы, и вознамерился я построить для водворения сего образа в г. Омске особый храм на отведенном от города участке за Учительской семинарией, и непременно с поместительным залом при нем для чтений. Со своей стороны для сего жертвую свою архиерейскую дачу с храмом при Покровском монастыре, с тем чтобы дачное помещение приспособить для просторного зала, который, примыкая к церкви, увеличивал бы ее вместимость, а вместе с тем давал бы возможность в нем устраивать духовные чтения для слушателей. Разумеется, для этого нужны средства, чтобы перевезти постройку из Покровского монастыря в город и здесь все устроить как следует. Посему обращаюсь с настойчивой просьбой ко всем православным омичам – помогите мне привести в исполнение намерение моего сердца. Достаточные да принесут на храм Владычицы от своих достатков; неимущие, но усердствующие к делу духовного просвещения и молитвы да расположат имущих к жертвам на святое дело. Пусть все и имущие и неимущие знают, что своим участием в этом они окажут великую милость к тем, которые и желали бы помолиться или поучиться благочестию и вере, да не имеют близко храма. Такое их милосердие призовет и на них самих милосердие Царицы Небесной. Да водворится Она Своим образом в нашем граде и да будет его Вратарницей, как и явилась таковой для древнего Новгорода, полного святых чудес в своей истории. Пожертвования принимаются в архиерейской Канцелярии и по особым чековым книжкам, которые мной будут выданы для сбора пожертвований усердствующим в этом святом деле.
* * *
Рассказывая о сем, усерднейше прошу всех православных, до кого дойдут эти мои слова, не отказать в посильной помощи на устройство в Омске храма Царицы Небесной в честь Ее образа Знамения. Да поможет в этом Сама Владычица. Да не отринут от себя Ее милости все, кого коснутся эти мои призывы, но да со усердием откликнутся, как на призыв Самой Богородицы. Ее матернему покрову вверяю и начатое дело сие и всех, кто отзовется на этот мой призыв.
Пресвятая Богородица, помогай нам!
* * *
Пожертвования уже поступают. Один добрый человек незаметно положил на сие даже сто рублей. Да благословит его Господь за сие.