III. Христос – красота наша. Заветы крещения. (Поучения по поводу праздника Крещения Господня. 1908)
Продолжим изъяснение песни церковной в отношении к заветам и обязанностям святого Крещения. Песнь церковная сравнивает Христа Спасителя нашего с одеждой. Мы уже говорили, что одежда, прежде всего, служит человеку защитой его тела, и изъяснили, в каком смысле и как бывает Христос Господь нашей защитой.
Для чего ещё служит человеку одежда? Она украшает нас. Присмотритесь к ребёнку. С первых лет жизни он, ещё несознательно относясь ко всему окружающему, выказывает удовольствие при виде красивой одежды, любит, чтоб его красиво одели. Присмотритесь ко всем народам. От самых диких и до самых образованных, хотя каждый народ по-своему понимает красоту одежды, все одинаково имеют обычай употреблять в известных торжественных случаях одежды, особо красивые, украшающие человека. И у нас – разве мы не знаем и не видим, что в праздники, в дни семейных и иных торжеств, в гостях у друзей или, принимая гостей у себя, мы надеваем лучшие и красивые одежды? Мы даже часто и очень часто злоупотребляем этим и обращаем такое, по существу невинное желание в порок – в щегольство, расточительность и тщеславие.
О чём, однако, говорит такое желание человека иметь красивую одежду? О том, что ему прирождено стремление к прекрасному. Но есть в душе человека стремление тоже прирождённое, но более глубокое, более ценное: стремление к красоте духовной. Не тело только хочет украсить человек; он желает украсить и душу добродетелями – добротой, справедливостью, любовью к ближним, кротостью, смирением... И св. Церковь всегда нашу внешнюю одежду принимает за символ и напоминание об одежде духовной: облекая крещаемых в белые одежды, она напоминает им этим о чистоте душевной; облекая священнослужителей в пост в храме в одежды тёмного цвета, она напоминает нам этим о скорби за грехи; облекая их во весь светлейший убор церковных одеяний, она говорит нам о торжестве и радости великих праздников.
Итак, в нас живёт стремление одеть душу в красоту ей свойственных одежд, т.е. прекрасных качеств и свойств, в красоту добродетелей. О, если бы мы с такой же ревностью заботились об одеянии души, как заботимся об одеждах тела! О, если бы мы не менее заботились о красоте духа, как заботимся об украшении тела!
Но и в этой заботе нам нужно руководство, нужны указания. Посмотрите на одежду. Иной нарядится, по его мнению, очень красиво, а выходит безобразно и смешно. Когда дикарь выкрасит своё тело, а в нос вденет кольцо, а голову уберёт перьями, ему это представляется очень красивым, а для образованного человека – это только безобразие. Так и в духовной жизни. Язычник думает, что жестоко отмстить, пролить за убийство ближнего кровь врага всемеро – это будто бы очень хорошо и даже есть требование совести. А для христианина – это зазорно. Мусульманин полагает, что многожёнство есть дело дозволенное и даже хорошее. А для христианина – это позор. И даже в нашей среде, сколько есть людей, о которых апостол говорит: имже похвала в студе их, т.е. они хвалятся тем, что стыдно. Есть воры, которые пред такими же, как они, ворами выхваляются тем, что они ловко крадут. Есть развратники, которые свою хвалу полагают в том, что они умело обольщают и обманывают неопытных девиц и женщин. Есть пьяницы, которые величаются количеством выпитого вина. Бунтовщики и революционеры за честь почитают, если они убивали из-за угла царских слуг. Поистине хвалятся все такие люди тем, что постыдно.
Значит, и красоту духовную не все понимают одинаково, и многие зло принимают за добро.
Кто же научит нас тому, что есть красота и слава человеческого духа и что́ есть безобразие и позор? Кто безошибочно укажет, что́ добро настоящее, и что́ подделка под добро и даже зло? В праздник Крещения Господня мы слышим такое наставление апостола: «Явилась благодать Божия, спасительная всем человекам, наказующи, т.е. научающая и наставляющая нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживём в нынешнем веке (Тит. 2:11-12). Вот где наше научение верное! Благодать Божию мы и получаем чрез Крещение и прочие таинства, по силе искупительных заслуг Господа Иисуса Христа. И Он только, наш Спаситель, Он Один и даёт нам в Своём святом евангелии указания, как покрыть безобразие души нашей, как украсить её добродетелями и чистотой. Образно это изобразил Сам Иисус Христос в притче о вечери: Царь – Господь устроил вечерю в честь сына своего – это Иисус Христос и Его служение – и звал многих. И всем приходящим давали одежду царскую, чистую и светлую. Только один из приглашённых не захотел надеть данной одежды и сидел среди гостей в своих лохмотьях. И царь разгневался и сказал ему: как ты вошёл сюда, не имея брачной одежды? И изгнали его вон в ночной мрак. Здесь образ человека, который не от Бога, не от Его учения, не от евангелия, а от собственных человеческих измышлений желает духовно украсить себя. И что же? Понадеявшись только на себя, поверив только в свой ум и в свои познания, лишённый высшего руководства, человек принимает своё безобразие за красоту и свои духовные лохмотья за прекрасную одежду. Такому человеку не войти в чертог Христов, в царство Божие. Оттого и говорит нашему сердцу так много песнь церковная: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя!»
Христианин! Только у Христа твоего найдёшь ты истинную красоту души твоей; только Он даст тебе брачную светлую одежду; только Он укажет тебе, что́ добро и что́ зло, и чем надобно украсить тебе свою душу; только Он даст тебе истинный и неповреждённый вкус к высшей духовной красоте; только Он не только укажет тебе светлый чертог духовной красоты, но и путь к нему откроет, но и силы тебе даст, и немощь твой восполнит, чтобы ты мог действительно войти в него.
Иисусе, одеждо светлая, украси мя! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).