И печаль, и радость могут служить во спасение
В Прологе читаем: «Два инока однажды впали в тяжкий грех. Но, по времени, раскаялись и сказали: «Ну, какую же пользу мы получили, оставивши ангельский образ и впадши в скверное житие? Не ждет ли нас за сие мука вечная? Пойдем опять в пустыню, покаемся. Господь примет наше покаяние». Сказавши сие, пошли в монастырь, открыли свой грех духовному отцу, и он наложил на них епитимью. Он повелел им целый год пребыть в затворе и посылал им туда только хлеб и воду, обоим в равной мере. Прошел год, окончился срок епитимьи, и старцам монастыря было открыто, что иноки прощены. Отворивши келии, где они были заключены, отцы вывели их. Что же оказалось? Один монах был весьма худ и бледен и вышел в унынии, а другой был весел, цветущ лицом и торжествовал. Отцы удивились такой противоположности, тем более, что иноки, как мы сказали, получали пищу одинаковую и в равной мере. И вот они спросили сначала скорбящего брата: «Как ты пребывал в келии своей?» Инок отвечал: «Я помышлял о содеянном мною зле и представлял себе адскую муку, в которую я должен был идти». Спросили радовавшегося инока: «Ты о чем размышлял в келии твоей?» Сей сказал: «Я прославлял Бога, исторгшего меня из скверного жития и паки приведшего в ангельский образ, и, хваля Бога, веселился». Тогда старцы сказали: «Покаяние обоих было приятно Богу, ибо Он обоих простил».
Отсюда ясно видно, братие, что одни могут радоваться во спасение, а другие скорбеть в то же время, и также во спасение, – и упомянутые иноки представляют нам убедительный тому пример. Ты бросил худую жизнь; Господь привел тебя к покаянию; радуйся! ибо ты перешел из темницы на волю, из мрака на свет, из страны чуждой в страну родную. И как не радоваться, когда ты знаешь, что Господь приходящих к Нему не отгоняет от Себя, а принимает с радостью! И еще ему далече сущу, – сказано про блудного сына, – узре его отец его, и мил ему бысть и тек нападе на выю его и облобыза его (Лук. 15, 20). Как не радоваться сему? Но, придя в покаяние, ты не расположен радоваться? Ну и не радуйся, а скорби. Скорби, помышляя множество содеянных тобою лютых, скорби, что ты не раз своими грехами оскорблял Отца Небесного, второй раз распинал Сына Божия. «Сиди же, – как говорит святитель Димитрий Ростовский, – размышляя твое житие, и приводи во ум вся тобою грехи, от юности содеянные, исповеданные же и не исповеданные. Воспомянув же вся, воздохни из глубины сердца, бий в перси, аще ти будет мощно, и восплачи» (Св. Дим. т. I, л. 135). И, конечно, плач твой послужит тебе во спасение. Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2Кор. 7, 10). Итак, братие, как видите, одним радость, а другим печаль могут служить во спасение. Но только не забудьте, что радоваться всегда при покаянии мы должны о беспредельном милосердии Божием к кающимся грешникам, а плакать – о своих грехах. Аминь.