Проповеди на праздники:


И к тому несмь в мире, и сии в мире суть, и Аз к Тебе гряду

Сколько нежности, сколько любви выражается в этих словах Спасителя! Он предвидит Себя уже разлучившимся с землею, а возлюбленных учеников Своих оставшимися без защиты, среди бед земных. Он видит, что мир злой и лукавый то хитростию, то насилием готов преследовать тех, которые не принадлежат к миру; Он знает, какою горечью поит земная жизнь бедных странников земли. И Он раскрывает пред Отцом небесным положение детей Своих, дабы принял Он их в Свое покровительство. Они еще не в состоянии утешиться уверением Спасителя, что Он – всемощен на земле и на небе. Им надобно было указать на Отца небесного. Слабые ученики Его недалеки были и от сомнений, и для них Он говорит к Богу-Отцу: Аз к Тебе гряду. Идет Он ко Отцу согласно с волею Отца, как окончивший дело Его на земле; идет, да явится лицу Божию о нас (Евр. 9:24), в звании вечного Первосвященника (Евр. 6:20).

Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дам еси Мне, да будут едино, яко же и мы.

Святость Божия есть величие Божие, недоступное ни для какой нравственной нечистоты и в нисхождении Своем к разумным тварям открывающееся истреблением нечистоты. Это есть то свойство Божие, которым совершится победа над злом и нечестием мира, как видел св. Иоанн (Апок. 6:10). В связи с любовию Отца ей свойственно, как говорит Апостол, наказывать верных для их пользы, чтобы возрастали они в святости (Евр. 12:10). Ученики Христовы остаются в мире, с одной стороны, теснимые злобою и коварством мира, с другой, в опасностях от искушений греха. Кому же поручить их в таком положении, как не Отцу небесному, святому и благому?

Соблюди их во имя Твое: это глас любви нежной и мудрости Божественной. В очах небесной Любви ученики Христовы – собственность Божия, которую надобно беречь, как зрачок глаза. В очах мудрости небесной они еще слабые дети, которые тем более требуют бдительного хранения, что не видят ни всех опасностей для себя, ни всей своей слабости.

Соблюди их во имя Твое – точнее, во имени Твоем, соблюди в знании и любви того великого имени, которое возвещено им (Ин.17:6). Христос Иисус желает и молит, чтобы ученики Его жили для славы Божией. Так Он жил Сам, так воспитывал Он и их: «Я соблюл их во имени Твоем» (Ин.17:12), говорил Он.

Да будут едино, яко же и Мы. Единства желает Спаситель для учеников Своих подобнoго тому, какое существует у Него Самого с Богом Отцом. Это есть единство мыслей и желаний во всем святом; это есть единство в вере, надежде и любви, дабы верные одинаково исповедали и любили одного Отца небесного, одного Искупителя Сына и одного Освятителя Духа, одного и того же искали покоя – покоя вечного; в этом единстве заключается и взаимная любовь их между собою. Об этом единстве просил и Апостол учеников своих. Исполните, писал Он, мою радость, да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушни единомудренни (Флп.2:2). Тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:3).

Образцом общению учеников должно служить единство Сына со Отцом: да будут едино, якоже и Мы. Ариане давних и новых времен указывают на это наставление Спасителя против едносущия Сына со Отцом. Напрасно... Спаситель не молит, да будет Он одно с Отцом, а да будут одно верующие, как Он одно со Отцом. Свойство образца таково, что в нем заключается гораздо более, чем может быть в уподобляющемся предмете. Единство Сына со Отцом есть нераздельность безграничного могущества их (Ин. 10:30). Доступно ли это для творения? Для слабых людей довольно, если они стараются выполнять заповедь Апостола: по звавшему вы Святому и сами святи во всем житии будите (1Петр. 1:15). Вот чего и ожидает Спаситель от учеников Своих!

Егда бех с ними в мире, Аз соблюдах их во имя Твое: ихже дал еси Мне, сохраних, и никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется писание (Ин.17:12).

И здесь Спаситель не опускает из вида того, что ученики Его остаются на земле: так нелегка земная жизнь! Он говорит, что пока Сам Он оставался на земле, Он хранил учеников Своих; теперь же защита их – только Отец небесный. Блаженный Августин в объяснение слов Спасителя говорит: «Mы не должны понимать сего чувственно, как будто Отец и Сын хранят нас попеременно... Когда соблюдал учеников Своих Сын присутствием телесным, не ожидал Отец очереди для хранения, и оба хранили хранением духовным». Это справедливо по отношению к Сыну Божию, но не по отношению к Посланнику Божию. Как Посланник небесного Отца, Христос Иисус говорит, что Он окончил дело Свое на земле: тех, которые даны Ему были, сохранил. Как хранил и сохранил Он их? Он хранил их учением, чудесами, примером жизни. Он утешал их в скорбях, укреплял наставлениями против опасностей греха; в чудесах показывая Божественное могущество, приводил врагов в страх, а слабых в вере делал сильными; жизнь Его была свет.

И никто же от них погибе, токмо сын погибельный.

Тяжело было любящему Учителю говорить о потере ученика, но он говорит, показывая причины ее. Если же небесный Пастырь объясняет утрату одного из пасомых, как пастырь-человек не даст отчета Судии и Богу о вверенном ему стаде? О, Отец небесный потребует строгого ответа у каждого пастыря за его служение, и страшно будет тому, нерадение которого было бы причиною погибели овец. Оле, пастыри Израилевы! Егда пасут пастыри самих себе?... Изнемогшаго не подъясте, и болящаго не уврачевасте, и сокрушеннаго не обвязасте, и заблуждшаго не обратисте, и погибшаго не взыскасте... Се Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их: так говорит Иегова сил (Иез. 34:3–4, 10). Горе пастырем, иже погубляют и расточают овцы паствы Моея, рече Господь (Иер.23:1).

Верный Пастырь говорит: никтоже погибе, токмо сын погибельный. В словах: сын погибели, – вся история сего сына. На языке Писания, сын послушания (1Петр. 1:14) означает человека, который любит послушание и приготовил себе счастливую долю послушания, сын мира (Лк. 10:6) означает того, кто любит мир и наслаждается счастием мира. – Точно так же сыны погибели (1Цар. 12:24–25; 2Фес.2:3), сыны гнева (Еф. 2:3), чада клятвы выражает своим именем и собственную вину свою и собственную печальную участь. Отселе у Пр. Исаии чада пагубы то же, что дети греха. Не вы ли есте чада пагубы? Семя беззаконно (Ис.57:4). Итак, в словах Спасителя сын погибели есть тот, кто, любя погибель, приготовил себе погибель. Спаситель не называет по имени погибельного ученика: по любви Он и прежде не называл его (Ин. 13:26). Да и этот сын погибели не есть ли образ других несчастных грешников? В истории грешника Господь останавливает взор Свой на той темной границе, где грех достигает погибели, вопреки всем мерам спасающей благодати. Чтобы видели, что не благоволит Отец небесный о погибели грешника, Он указывает на то, что грешнику наперед возвещена была вся судьба его. Сын погибельный погибе, да сбудется писание. При этом Христос Иисус не только имеет в виду слова псалма о предателе (Пс.40:10), как и прежде (Ин. 13:18), но Он объемлет взором судьбу Иуды, предначертанную Писанием в образе грешника. Древний учитель говорит: «надлежало Иуде, когда знал он предсказание, не предавать Христа. Если же спросят: как же погиб он при хранении Христовом, то должно сказать, что злые делают по свободе, что хотят; Бог хранит и подкрепляет добрых, так как свобода сама по себе не в состоянии сохранить человека».

Ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе (Ин.17:13).

И еще раз говорит любящий Учитель, что уже наступил час для крестных страданий Его, назначенных волею Отца. Если же час наступил, а Он все заботится не о Себе, а о верующих: какова любовь Его к верующим! Почему молится Он теперь в слух учеников? Сия глаголю в мире: эта молитва произносится в мире по нужде, какую имеют в ней остающиеся в мире; она нужна для них особенно теперь, когда готов он оставить мир. Сия глаголю в мире. Молитва, которую произносит Он теперь – молитва земная и для странников земных. Перестанет ли Он молиться, когда взойдет ко Отцу? О нет! Здесь молитва Его земная – там молитва небесная. Аще кто согрешит, Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника: так учит нас любимый ученик Его (1Ин. 2:1).

Молитва, которую произносит Он теперь, произносится с тем, да имут, говорит Он, радость Мою исполнену в себе. Он молит Отца небесного, дабы верующие в Него вместо скорби исполнились радостию, какую Он имеет. И прежде выражал Он желания Свои, чтобы радость Его перешла в сердца учеников Его (Ин. 15:11, 16:24). Теперь молит Он о том же Отца небесного. И как не желать того? Его радость – радость чистая, святая, высокая, радость об исполнении воли Отца небесного, радость о примирении неба с землею, о блаженстве верных последователей Его (Мф. 25:21–23; Евр. 12:2). Этой радости нельзя принять сердцам слабым в одно мгновение, не вместят они ее; они могут исполняться ею постепенно, при возрастающем разумении великих дел Сына Божия.

Бедные странники земли! Господь Иисус каждую слезу нашу видит, каждый вздох наш слушает. Не имамы бо Архиерея не могуща спострадати нашим немощем, но искушенна по всяческим по подобию, кроме греха (Евр.4:15). Зачем люди ищут утешений не у Него? Зачем просят не у Него помощи? К Нему, други мои, к Нему со всеми скорбями нашими, к Нему со всеми грехами нашими. Сыне Божий! Защити нас, укрой нас и от бед наших и от грехов наших. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх