Христос всегда к Себе нас призывает. (Поучение в неделю 2-ю по Пятидесятнице.1906 г.)
По берегу Галилейского моря проходит Иисус Христос. В одном месте Он видит двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея; в другом месте Он находит иных двух братьев – Иакова и Иоанна, сыновей Заведеевых. Все четверо трудились над рыболовством; около них – лодки и сети. И сказал тем и другим Спаситель: «Идите за Мной!» И они оставили всё, и пошли вслед за Иисусом Христом.
Так, по изображению читаного сегодня Евангелия, совершилось призвание апостолов. Апостолы пошли на призыв Господа и соделались ловцами человеков: они нашли в последовании за Христом всё счастье и весь смысл жизни, они нашли в нём святость и вечную славу у Господа.
Возлюбленные братья! Господь зовёт к Себе апостолов, – зовёт к Себе и нас; их путь жизни, счастья, спасения и славы, это – и наш путь! Призваны ли мы с вами ко Христу? Но разве можно даже спрашивать об этом христиан?
Каждое богослужение мы слышим глубоко знаменательное прошение: «Господи Вседержителю, Боже отец наших»... Воистину, Он – Бог отцов наших, и в этом наше первое и самое раннее к Нему призвание. Почти тысячу лет наши отцы, деды, прадеды и предки были христианами, со Христом они были и во Христе, с Ним были в жизни, с Ним и по смерти пребывают. Они положили печать своей веры на всю окружающую нас жизнь, они засвидетельствовали её храмами, обителями, святыми иконами, святыми христианскими нравами и обычаями, какие они завещали грядущим поколениям. Если бы они теперь встали из могил, то увидели бы, как много и во всём изменилась жизнь, но они всё-таки узнали бы в нас своих родных, близких и дорогих, узнали бы по вере нашей Христовой, которую исповедовали и они, узнали бы по молитвам, которыми молились и они, по храмам и святыням, которые и они чтили, по святым обычаям и обрядам веры, которые исполняли и они, по закону и заповедям Господним, которые и они хранили в жизни.
Да, в этой живой и неразрушимой связи нашей с предками – наше первое, естественное и самое раннее призвание ко Христу; Христос зовёт нас к Себе в самом нашем рождении и происхождении. Это призвание закреплено и запечатлено после рождения нашего святым таинством крещения. По заповеди Церкви, по милостивому снисхождению Господа, оно даётся нам в дни младенчества, пока мы ещё бессознательны, даётся не по нашему решению, а по решению наших родителей, по доверию к ним и к восприемникам. Здесь милость Бога и милость Церкви. Так ведь поступают родители и относительно земной, обыкновенной пищи: они не ждут, пока ребёнок вырастет и сам укажет, что ему есть и пить, как одеваться. Ведь это было бы безумием и жестокостью; ведь ребёнок, пока вырастет и придёт в сознание, умрёт без пищи и ухода. Всякому это понятно без долгих объяснений. Ясно, что и духовное питание даётся ребёнку как можно раньше, чтобы не оставлять его до времени полного возраста во власти духа злобы. Поэтому же после крещения ребёнка часто приносят к чаше Христовой, приобщают его животворящей Крови Спасителя и таким образом сочетают, соединяют его со Христом. Здесь опять призвание наше к Господу.
Растёт ребёнок, – и видит и слышит в семье и окружающей жизни всё, что напоминает ему о христианской вере и законе. Раскрывается его сознание, начинает он больше и больше понимать и познавать себя и жизнь, становится отроком, вырастает в юношу, делается зрелым мужем, живёт в семье, в обществе, в государстве, становится старцем, приближается к могиле: и всё больше и больше умножаются, и всё громче и громче гремят над ним призывы Господа и Спасителя. Он, Милосердный, беспрерывно говорит человеку, беспрерывно зовёт: «Иди за Мной!»
Дивный мир, дивная природа говорят о величии и могуществе Бога.
Святая Церковь голосом пастырей, священным богослужением, а наипаче словом Божиим открывает нам вечную волю Божию, зовёт нас к Господу.
Голос совести нашей, в согласии со словом Церкви, ободряет и награждает нас за всякое послушание воле Господа и мучит терзаниями и угрызениями за всякое нарушение. Пример святых, живших в минувшие века, пример современных нам добрых и благочестивых христиан влечёт нас следовать Божьему призыву.
А вся наша жизнь?! И радости, и скорби, и успехи, и неудачи, ошибки, падения, покаяние, горе, скорби, болезни, общественные бедствия, тяжесть труда, огорчения от близких, – всё напоминает о Боге, о небе, о вечной жизни, где будет вечный покой и вечная правда. И чем ближе к смерти, чем чаще становится пред сознанием мысль о неизбежном конце всего земного, о скорой могиле, тем больше говорят душе помыслы о суде Господнем, об отчёте за прошлую жизнь, за все её дела, тем больше мы познаём тщету всего земного, тем больше усталый дух, углубляясь в себя, находит побуждений искать единого на потребу, жить только в Боге и для Бога.
«Яко из Того и Тем и к Тому всяческая!» (Рим. 11:36). Вот, братие мои, вот сколько могучих призывов ко Христу мы слышим в жизни, от колыбели до могилы. Но придёт время, – Господь позовёт нас уже не к исправлению и покаянию, а к суду и отчёту. Что скажем мы, непослушные призыву? Что скажем мы, ленивые, глухие к Божьему слову?
Звал Христос апостолов, и за Ним пошли двенадцать. Но один из них отошёл от Христа, и имя его, имя Иуды Искариотского, и доселе приводит в содрогание всех верующих. И его звал Спаситель: не отлучал от лика апостольского, хотя Всеведущий знал об его грядущем злодеянии, и его не лишал Своего общения, от него не скрывал Своего учения,
Своих чудес, Своих милостей, и его призвал на тайную вечерю, где преподал ученикам таинство Тела и Крови.
Не будем ли и мы на суде Божием похожи на Иуду? Ведь и мы отошли от призыва Господня и большей частью по той же причине, как Иуда: по жадности и приверженности к благам земным.
Братие! Время жизни пока в нашем распоряжении, свет очей наших не угас. Пока свет с вами, ходите во свете! (Ин. 12:35). «Дондеже время имамы, да делаем благое!» (Гал. 6:10). Бог непрестанно зовёт нас к Себе. Но страшно слово Евангелия: «Много званых, мало же избранных!» (Мф. 20:16, 22:14).
Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не восхощет! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).