Христианское самовоспитание. Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Евангелие о Господе Сеятеле. 1907 г.

Христианское самовоспитание. Поучение в неделю 21-ю по Пятидесятнице, Евангелие о Господе Сеятеле. 1907 г.

Проста и общепонятна притча Спасителя, которую сегодня мы слышали в евангельском чтении (Лк. 8:5–15). С детства она известна каждому из нас; близка она простому деревенскому человеку.

Вышел сеятель сеять, и когда он сеял, одно зерно упало на дорогу, и растоптано было прохожими, унесено птицами, – оно не взошло и погибло; другое упало на каменистую почву, где было мало земли, – оно взошло, но без влаги, без глубокого корня, от жара солнечного завяло и усохло без плода. Иное упало в терновник, который подавил его нежные всходы; а иное упало на добрую землю, взошло, выросло и принесло плод и урожай дало обильный.

Сеятель – это Спаситель; семя есть слово Божие, а разная почва для семени – это сердца человеческие, в которых слово Божие, как семя в почве, то вовсе не всходит и гибнет, то всходит и быстро засыхает, не принося плода, потому что не находит себе влаги и глубины. То заглушается тернием страстей и пороков, то, наконец, находит себе добрую почву и приносит плод сторичный. Так объяснил притчу Сам Спаситель.

Объяснив её, Он закончил словами: «Имеющий уши, чтобы слышать, да слышит». Это значит, что притча имеет особо важное значение, что её нужно помнить всякому христианину, что в неё нужно вдуматься, нужно взять её, как руководство жизни.

Между тем, что мы видим вокруг себя и что слышим? Слышим часто такие рассуждения, которые показывают, будто притча эта не про нас писана и к нам не относится. Говорят нередко: «То правда, что у всякого человека своё особое сердце, и одно так принимает слово Божие, а другое совсем иначе. Но чем же я виноват, что у меня такое, а не иное сердце? Разве я могу его переделать? Каким я зародился, таким проживу и умру». Так рассуждают многие и, ссылаясь на это рассуждение, живут по воле страстей и грехов, плывут по течению жизни, а это течение и приносит их в глубину адову.

Правильно ли такое рассуждение? И неправильно оно, и, как видите, опасно. Если бы оно было правильно, то зачем же тогда все заповеди Господни, зачем обетование наград и угрозы наказаниями, зачем тогда суд совести и даже суд Божий? И неужели Создатель хуже знает природу Своего создания – человека и напрасно даёт человеку законы, повелевая ему идти путём добра, приглашая и увещевая его научиться добру и творить благо? Ведь если бы человек сам не мог располагать своими чувствами, намерениями и действиями, то это был бы не человек, не существо разумное и свободное, а какое-то неодушевлённое, мёртвое тело природы, вроде куска камня, дерева или железа. Тогда как же объяснить, что многие великие грешники становились праведниками? Тогда как же объяснить, что человек может обращаться к другому человеку с просьбами, убеждает его, уговаривает и часто получает исполнение просьбы? А ведь это значит, что человек по своей воле может принимать и менять решения. И разве мы сами не чувствуем и не сознаём всякий раз, как мы что-либо сделали, – разве не сознаём, что мы могли бы, если бы захотели, поступить и сделать иначе?

Многих смущает сравнение сердца человеческого с почвой земли. Но разве на дорогу нельзя наносить хорошей земли? Разве неглубокую почву нельзя углубить? Разве плохую землю нельзя удобрить? Разве терновник нельзя выдергать и сжечь? Мы видим, как люди трудящиеся побеждают природу. Есть остров на дальнем море – одна сплошная скала. Но труженики-земледельцы навозили на него кораблями и лодками земли самой лучшей, и теперь остров обращён в цветущий сад. Есть в чужих странах приморские пространства земли – песок и мелкий камень от морского прибоя. Но жители отгородились от моря высокими насыпями, навозили земли, удобрили песок, вывезли камень, и теперь их поля – самые дорогие и урожайные. В другом государстве, где много-много народу, но мало удобной земли, жители делают плоты из дерева, пускают их на воду, натаскивают на них земли, сами живут на плотах, на земле навезённой сеют, что им нужно, и этим живут, получая хороший урожай. Так уж если мёртвую землю человек может, при желании и труде, совершенно переделать и обратить из бесплодной в плодовитую, то что же сказать о своём сердце? Человек и может, и должен трудиться над почвой своего сердца, умягчать его молитвой, укреплять его отказом воли от дурных пожеланий и страстей, удобрять его усилением и исполнением добрых пожеланий и стремлений. Господь говорит с человеком не как с мёртвой вещью, которую можно только переставить с места на место и которая сама не может двинуться. Господь говорит с человеком, как с существом разумным и свободным. Указав ему добро и зло, давши ему заповеди, Господь в Слове Божием завещает: «Я предложил тебе огонь или воду; на что хочешь, туда и простри руку твою»... В другом месте Священного Писания Бог заповедует человеку, чтоб он всяким хранением, всеми мерами и усилиями хранил своё сердце, ибо в нём – источник жизни. Это было в Ветхом Завете. А в Завете Новом Господь чрез Сына Своего Единородного, Искупителя и Спасителя нашего, дал нам для восполнения нашей естественной немощи – силы благодати, силы высшие, Божественные, яже к животу и благочестию.

Трудись же, христианин, над своей душой, над своим сердцем. Воспитывай сам себя для царства Божия. Возделывай ниву твоего сердца. Сей в него семя Слова Божия и внимательно смотри за его ростом. Усилиями воли, постоянным вниманием, и, по слову притчи Господней, принося плод в терпении и потоянстве, устраняй все препятствия для роста семени слова Божия. Ты не один в этой единственной, достойной внимания работе самовоспитания. С тобой Господь, с тобой Церковь святая со своими советами и указаниями. Исполняй эти советы, применяй к жизни и деятельности, и сердце твоё будет крепнуть, и препятствия к приятию слова Божия будут устраняться. Чем бы и каким бы ни было твоё сердце от природы ли, от жизненной обстановки, от влияния ли злых людей, – знай, что терпением и трудами самовоспитания всякое сердце можно обратить в ту землю добрую для семени слова Божия, которая принесёт плод сторицей.

Имеющий уши, чтобы слышать, пусть слышит! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх