Грозные предостережения. (Слово в неделю о Блудном сыне. 1908 г.)

Грозные предостережения. (Слово в неделю о Блудном сыне. 1908 г.)

На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом.

Псалом скорби, слёз и печали, песнь тоски по родине, вопль покаяния и сокрушение о грехах, сожаления о невозвратно потерянном счастье, псалом униженных и падших, – как много дум вызывает он у нас, как много говорит он сердцу! Его пели сыны Израиля, потерявшие отчизну и родной Иерусалим, пели в горьком плену у жестокого врага, когда гнали их в чуждую землю. На реках Вавилона вставали неотступно пред ними обвеянные святой поэзией воспоминания родины: там Иерусалим и священный Сион, там храм Господень, там родные места прекрасной земли обетования, его реки, горы и долы, там родной народ и его жизнь, по закону Божию, столь милые и близкие сердцу. Всё отнял и всё разрушил жестокий и беспощадный враг... Но виновником своего несчастья всё-таки был сам народ. Пала вера; народ стал кланяться чужим богам; потеряна древняя простота нравов. Роскошь и подражание жизни чужеземных народов, блуд и распущенность, – всё это подорвало любовь к родине, изнежило, лишило народ твёрдости и мужества, разделило его на враждующие партии, проложило путь к измене и предательству, и вот теперь приходится Израилю каяться и сокрушаться в плену у гордого победителя.

На реках Вавилонских там мы сидели и плакали, воспоминали о Сионе... Аллилуйя, аллилуйя... На ивах прибрежных повесили мы арфы наши, уже ненужные музыкальные орудия. Тут стали просить нас пленители наши: «пропойте ж нам вы песни Сиона!» Как же мы запоем песнь Господню на чужой земле? Если забуду тебя, Иерусалим, забыта да будет правая рука моя. И язык мой пусть онемеет и прилипнет к гортани, если я не вспомню Иерусалима в начале веселия моего! Будет ли мне радость в жизни личной, будет ли счастливое событие в семье, будет ли удача в делах: отравлю я всякую радость личную воспоминанием общей горести народа, воспоминанием о гибели Иерусалима... О, припомни, Господи, сынам Эдомовым, как в день гибели Иерусалима говорили они врагам нашим: Истощайте, разрушайте до основания его! Дочь Вавилона проклятая! Блажен, кто воздаёт тебе воздаяние твоё!

Так пели сыны Израиля.

Не правда ли, – какая здесь грусть! Какое неисходное горе! Не правда ли, что и теперь, чрез три тысячи лет, великую жалость к себе возбуждает этот несчастный народ в его тяжком положении? Не правда ли, какой здесь урок векам и народам?

Увы, часто не слышен этот урок, не слышен для многих, и нужно напоминать его тем, кто о нём забывает. Нужно ли такое напоминание нашему времени и нашему народу?

Одинаковые причины родят и одинаковые следствия, и поэтому грозным предостережением звучат пред нами история и судьба древнего Израиля.

Разве не видим мы теперь в нас и среди нас ослабления веры и даже её падения? Места увеселений, места забав пустых или греховных полны, а храмы пустуют. Что это значит, как не служение злу вместо добра? Пусть даже места учёных собраний, места для политических занятий и суждений полны, а храмы пусты. И это всё-таки обозначает, что возлюбили мы паче землю, а не небо. Но вот на глазах наших раздаётся открытая проповедь прямого безбожия, читаются лекции, говорятся речи, отрицающие Бога, с глумлением над Церковью и над всем святым, издаются книги, подрывающие веру. Где же отпор? Где сопротивление? Встанут ли все, как один человек, при первых словах оскорбления религиозного чувства? Уйдут ли с такой безбожной речи или с представления в театре, когда на сцене совершается глумление над святыней? Напротив, все идут на такие речи и представления с особой охотой и интересом, и уже правительственная власть вынуждается запрещать подобные книги, подобные пьесы в театрах, вроде «Чёрных воронов». Мы же, так называемое общество, молчим, мы даже не только молчим, но идём во множестве, несём деньги нашим духовным палачам, платим за наше духовное убийство, платим за оскорбление нашего религиозного чувства! Как блудный сын, оскорбляем мы Отца своего, удаляемся от Него без сожаления, и спокойны, если Его пред нами оскорбляют и другие. Разве это не измена вере? А секты, расколы, что плодятся и множатся кругом нас? Что это, как не поклонение пред чуждыми богами, пред чужеземными исповеданиями, какое было и у древнего Израиля?

Разве, далее, не видели мы отступления от чистоты древних нравов и обычаев, от простоты и святости жизни? То же чужебесие и здесь: занесённые из-за моря увеселения, обычаи утончённого разврата и распущенности, вычитанные из книг пороки, о которых стыд и говорить. Блуд и нечистота; театры и увеселения; раздоры в семьях и постоянные разводы; незаконные связи и сожительства; роскошь жизни... Всё это охватывает уже и низшие классы народа. Мы слышим, правда, как бранят теперь роскошь и богатство, как возмущаются ими и на этом ведут народ к волнениям и бунтам, но бранят ведь не для того, чтобы всё это отвергнуть, а чтобы себе взять от других и для себя воспользоваться. А это уже нравственной цели не имеет, как блудный сын, тяготившийся скромной жизнью в доме отца, уходят теперь люди от святого образа жизни, и словами евангельской притчи: «живый блудно», «изъедый имение своё с любодейцами» можно определить и изобразить жизнь многих, и очень многих сынов века сего.

И, наконец, при такой картине настроений и нравов может ли быть речь о любви к родине и родному народу? Где пала вера, где пала нравственность, там и патриотизму нет места, ему не на чем держаться, ибо всё самое дорогое на родине тогда перестаёт быть дорогим, ибо подражание всему иноземному даёт мысль, что на родине всё худо. И эти бунты и волнения последних лет, не подтверждают ли сказанного? Ведь не чужие, а свои портили дороги, бунтовали в войсках, препятствовали передвижению и доставке войск, приготовлению военных запасов, в то время как родина изнывала и страдала от нападения врага и получала удары и раны, от которых она может оправиться только в десятки лет. Что и говорить о том, что всем известно! Как блудный сын, поступали многие русские люди. Как сыны Эдома, при виде страданий отечества они вопили злорадно его врагам: «Истощайте, разрушайте до основания его!» Что блудному сыну до отца: жив ли он или умер, здоров или болен? Ему нужны только свои интересы, свои удовольствия, свои забавы. И подставляют ему классовую борьбу, то социал-демократическую республику, то мечтания социализма, всё это для себялюбия, для личных интересов и выгод, а родная мать, родная земля... пусть гибнет.

Страшно всё это сознавать, и грозно звучит пред нами тогда псалом: «На реках Вавилонских». Не туда ли и мы идём? Не такую ли судьбу и себе готовим? Что, если готов нам евангельский приговор: «отымется у вас царство и дастся народу, творящему плоды его»?

Есть путь спасения. Он указан в истории блудного сына, о которой ныне поведало нам евангелие, но не в истории его падения, а в пути его покаяния. Его путь – и наш путь.

В себя пришёл, – вот что сказано о нём. Грех не дал ему счастья и покоя, ибо никогда и никому он блага не давал. И нам до́лжно в себя прийти, одуматься, раскаяться, сознать своё положение, сознать без тени того самоизвинения и самооправдания, к которому так склонны современные люди. Вопит здесь пред нами сын блудный и его пример: в себя придя, он решил: возвращусь к отцу моему и скажу ему: «отче, согреших на небо и пред тобой, и уже не достоин быть сыном твоим, сотвори мя, яко единого от наёмник твоих»! В этой глубине смирения и лежит начало исправления и залог спасения.

Он встал и возвратился домой, к отцу своему. Встанем мы и возвратимся домой! Возвратимся домой – к святой вере, к преданности Церкви и святыне, что завещали нам наши благочестивые предки! Возвратимся домой к чистоте жизни по закону Господню, к чистоте нравов и обычаев, управляемых уставами Церкви: этим сильны были, этим и счастливы были наши предки. Возвратимся домой, к той любви к родному дому, к родному верующему народу, к родной, Богом нам данной, земле, к своему отечеству, в котором мы живём и действуем по воле Божией, приготовляемся к отечеству вечному и небесному!

И тогда минет нас горькая судьба древнего Израиля, тогда мы не пойдём к Вавилону духовному, пленниками врага-дьявола, тогда мы сохраним для себя родину земную и родину небесную. Аминь.

 Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх