Грех – наша погибель. (Слово в неделю 2-ю поста, 1907 г.)
Начнём ныне слово поучения церковного назидательным житейским рассказом.
Один художник захотел изобразить светлого, чистого ангела. Он искал образца в среде окружающих людей, чтобы воспользоваться им для своей картины. Посчастливилось ему однажды на улице встретить ребёнка с таким светлым, прекрасным и добрым лицом, с таким невинным выражением чистоты и кротости в глазах, что художник немедленно же решил срисовать с него ангела. Скоро картина была готова, и решительно все восхищались ею: так много было возвышенного, духовного и чистого в изображении ангела, так хотелось смотреть на него, не отрывая глаз. Художник и сам не расставался со своей картиной и в созерцании её нередко находил для себя источник просветления духовного и утешения.
Потребность творчества и творческое воображение подсказывали ему, что для противоположности, для усиления впечатления хорошо было бы рядом с картиной, изображающей ангела святого, изобразить на другой картине духа греха, злобы и тьмы. Долго обдумывал эту мысль художник; прошло много лет, когда он, однажды случайно посетив городскую тюрьму, встретил там преступника, лицо и взор которого были омрачены необыкновенной злобой и как бы носили на себе печать греха, преступности и отвержения. Лицо было прямо отталкивающим. Это было то, чего искал художник; этим живым начертанием порока и решил художник воспользоваться для изображения духа тьмы.
Когда картина была готова и поставлена рядом с первой, все дивились необыкновенно яркой и наглядной противоположности добра и зла, света и тьмы. Настолько первая картина всех привлекала и давала мир и радость тому, кто её созерцал, настолько вторая отталкивала и наводила ужас.
Но удивительнее всего было вот что: преступник, с которого списан был дух злобы, оказался тем самым ребёнком, с которого некогда художник срисовал ангела... Почему же, спросите, он так изменился? Что положило такую печать отвержения на лицо, прежде столь чудно-привлекательное?
Ответ ясен: это грех исказил всё прекрасное в ребёнке, это грех переделал ангельское лицо ребёнка на дьявольское выражение преступника.
В дни Великого поста до́лжно чаще напоминать верующим об этой страшной и гибельной силе зла и греха.
Церковь Божия так именно и поступает. Вот прошли две недели поста. Все ли подумали о говении и покаянии? Все ли углубились в себя, пересмотрели своё нравственное состояние, исповедали и оплакали грехи свои? А те, которые уже исполнили этот долг христианский, не забыли ли своего покаянного настроения, не обратились ли на прежний путь греха? В назидание, в напоминание, в предостережение нам и предлагается сегодня Церковью второй раз в году священное повествование Евангелия об исцелении Спасителем расслабленного в Капернауме. Больной был недвижим от болезни; он горячо и твёрдо верил в силу чудодейственную и в безмерное милосердие Божественного Учителя, настолько верил он и те четверо, которые несли его на одре, что за невозможностью пройти через множество народа, окружавшего Иисуса Христа, они с трудом взобрались на крышу дома, в котором Он пребывал, прокопали кровлю и спустили больного к ногам Спасителя. Господь видел веру расслабленного, но вместо того, чтобы сказать ему: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», Он сказал иное краткое слово: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Осудили Спасителя за это фарисеи, но последствие показало, что прощение грехов и болезней духа исцелило и болезни тела; чудо свершилось: расслабленный встал и пошёл в дом свой здоровым (Мк. 2:1–12).
Христианин! Бойся греха, как в полном смысле смертельного недуга и самого глубокого и тяжкого несчастья: вот что говорит нам в этом слышанном сегодня Евангелии наш Спаситель, вот что говорит нам святая Церковь.
В доброе старое время, и не так давнее, эта истина ясно сознавалась и проводилась неуклонно в семье и в обществе. «Это грех», «боюсь греха», «не сделать бы греха» – такими правилами и определялась вся жизнь. В семье ребёнок на каждом шагу слышал это от отца и матери, от старших и воспитателей. Не помолился он Богу утром, вечером, перед едой, после еды, стоял рассеянно на молитве, забыл святые слова, – он слышит слово матери: это грех! Ребёнку здесь урок: никогда не забывай Бога; твори дело Божие с благоговением. В комнате он надел шапку, мимо церкви и иконы прошёл, не перекрестившись; встретился со священником и не принял благословения, – ребёнку твердят: это грех. Ему урок: почитай святыню. Не исполнил он приказания родителей, не встал в их присутствии и в присутствии старших, сказал им или при них неосторожное и легкомысленное слово, – он слышит: это грех! Ребёнку урок: почитай старших. Уронил неосторожно хлеб на пол, рассыпал крохи просфоры – грех! Здесь урок: береги дар Божий. Выскочил из-за обеда, нарушил установленные правила домашние, съел не вовремя и запрещённое – грех! Это значит: приучайся сдерживать себя во всём во имя долга, различай дозволенное от запрещённого, храни установленные порядки и правила, не разрушай их, но исполняй и созидай!
Так воспитывается в человеке воля; так воспитывается насторожённость к добру и злу; так образуется на всю жизнь навык крепкий и спасительный, – навык при каждом движении мысли и чувства, при каждом поступке не отдаваться ему сразу, а сначала проверить себя в зеркале закона Божия и в голосе христианской совести: а не грех ли это?
Пред Богом мы всегда дети, и дай нам, Господи, навсегда остаться такими детьми! Как дети в семье привыкают сообразовать всё своё поведение с волей и наставлениями родителей и в этом находят твёрдые правила жизни, счастье и покой, так и мы пред Богом, пред Его волей и Его вечными наставлениями.
Ныне подвергают насмешкам и глумлению такое настроение. Ныне желают внушить, что боязнь греха есть робость души, есть слабость, трусость, пережиток давнего времени, рабство предрассудкам. Берегись, христианин! В этих словах и внушениях – яд соблазнителя-дьявола, яд смертоносный! Пред чистой девушкой или чистой женщиной лукавый соблазнитель с видом гордости и превосходства толкует: «Чего боитесь? Неужели греха? Это, мол, устарело, это избито. Пусть человек будет свободен в чувстве и в выборе счастья». Пред добрым и в добре воспитанным юношей стоит соблазнитель и толкает его на путь безумного бунта, убийств и грабежа, якобы ради блага народного, и твердит ему: «Чего боитесь? Греха? Полно! Это признак ограниченности. Это выдумали люди, чтобы стеснить нашу свободу. Решайтесь: вы будете героем». И пред каждым из нас в минуту искушения на зло стоит невидимо всё тот же древний змий-искуситель, и опять слышится та же речь: «Не бойся греха; преступи его, и за ним откроется царство радостей и наслаждений; будешь, как бог, ведый доброе и злое, а без этого – что ты в жизни испытаешь и зачем лишишь себя удовольствия?»
О, христианин! Кто бы ты ни был; молод или стар, стоит ли пред тобой соблазн чувственности, или соблазн гордости, зависти, мстительности или корыстолюбия, – стань тогда во весь духовный рост твой, в полноту христианского ведения, в полноту христианского мужества и скажи всякому искусителю: «Да, я боюсь греха! Прочь от него, прочь от дьявола! Отойди от меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклонись, и Ему единому служи!»
И только явится такая мысль и решимость: сокрушит Господь сатану под ногами нашими вскоре (Рим. 16:20). Соблазнители, как бы они ни казались и как бы сами ни представляли себя высшими, важными, обладающими всей мудростью века и всей силой, всем сочувствием общественного мнения современности, все они – ничто пред богооткровенным и единственно-непогрешительным словом Божиим. Если на одной стороне – один Христос, а на другой – весь мир; если на одной стороне – один ученик Христов – апостол, а на другой – все мудрецы века, то выбор для нас ясен, как Божий день, на чьей стороне стать. Если ангел с неба благовестит нам иначе, чем они благовестили, и он – да будет анафема (Гал. 1:8), – так учит нас апостол. И он же учит о грехе: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы повиноваться ему в похотях его. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды. Почитайте себя мёртвым для греха, живым же для Бога. Когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим. 6:11–13, 22). Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).