Господи, спаси меня!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные, сегодняшний день в чтенном Евангелии за Божественной литургией вы слышали о том, какую проявил любовь Господь наш Иисус Христос к нам, недостойным, которая проявилась в спасении утопающего апостола Петра.

Апостол Петр сам попросил:

-  Господи! Повели мне прийти к Тебе по воде.

-  Иди! - сказал ему Господь.

А когда тот пошел по воде, то почувствовал страх, волны стали его смущать, он усомнился и стал тонуть. Тогда он в страхе возопил ко Господу:

-  Господи! спаси меня.

-  Маловерный! зачем ты усомнился? - сказал Господь, подал ему руку и спас его (Мф. 14:28-31).

Вот какую любовь Господь проявил к нам, людям, несмотря на то, что все мы сомневаемся, допускаем малодушие и маловерие, сомневаемся в истинной вере в Господа, в Его благодатной силе.

Он готов всегда простирать к нам руку помощи, спасать нас от бездны, от погибели.

Второе событие - в сегодняшний день Святая Церковь празднует память преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

Сказание говорит следующее: Он был римлянин, иностранец, чужеземец. И там, в его стране, преследовалась Православная Церковь, а он был истинным христианином, поэтому он ушел в пустыню, на скалу у берега моря. Он желал там спасаться, лишь бы только сохранить православную веру.

Он все просил у Господа:

-  Помоги мне спастись и исповедовать православную веру. И как Господь чудесно спас этого человека... Волновалось море и волны отбили часть скалы, на которой он находился. Тяжелый камень поплыл с преподобным Антонием. Плыл он по морям, потом по Неве-реке, дальше по Ладожскому берегу и остановился здесь - в городе Новгороде. Антоний не знал русского языка и думает: - «Что мне теперь делать?» Молился он и просил Господа:

-  Господи, помоги мне узнать, где я нахожусь.

И вот идет купец-иностранец, который знал иностранные языки. Антоний спрашивает его на своем языке:

-  Скажи, пожалуйста, где я нахожусь?

-  Это страна православная, - ответил купец. - Ты находишься в городе Новгороде, где исповедуют православную веру.

Обрадовался преподобный Антоний и положил здесь начало своего спасения, угодил Господу, и Святая Церковь причислила его к лику святых.

Видите, Своим Промыслом Господь спасает всех, лишь бы только у нас не было сомнения. Поэтому Господь и говорит: Почто усомнился? Дай Бог нам никому не допускать сомнения!

Вы представьте только, как сильно Господь любит нас! Он Сам в Своем Евангелии сказал, что Бог Сына своего Единородного послал на землю, ради спасения грешного человеческого рода, дабы каждый верующий в Него, то есть в Иисуса Христа, не погиб, но возродился для жизни вечной.

Мы видели изображение Креста, на котором умер Господь, спасая нас, и, заметьте себе, на этом Кресте совершено наше искупление: и мое, и ваше, и всякого человека, ибо Господь своей любовью возлюбил весь мир. После Креста своего Господь дал нам еще и своего Духа Утешителя, эту тайную Животворящую Силу, действующую в наших душах.

Вот теперь душа наша наполнилась добрыми чувствами, горячим покаянием и умилением. Вот теперь мы можем молиться, благодарить Бога, плакать... не сами по себе, а потому что в нас действует сила благодати Духа Святаго, посылаемая от Отца, и это есть дар Иисуса Христа, умершего за нас на Кресте.

Мы в жизни нашей слепцы, ничего не видящие! Мы не видим, не понимаем заповедей, данных нам Господом, а в этих заповедях сокрыто наше спасение.

Но вот, когда мы начинаем читать Священное Писание, то невольно в душе появляется какое-то тонкое понимание слова Божия. Мы начинаем уяснять себе и непостижимым образом понимать, что вечно светла и прекрасна жизнь, о которой говорится в Писании и в заповедях Божиих; и что это понимание также есть дар любви к нам Иисуса Христа.

Как мать питает молоком дитя свое, так и Господь питает душу нашу Плотию и Кровию своею, подавая ей всю полноту, все богатство благодати. Этой Жертве Великой удивляются Ангелы Небесные. И если мы не замечаем благодати ее, то это только потому, что мы привыкли к любви этой, ибо она совершается каждый день. И эта Великая Жертва есть дар великой любви к людям Господа Иисуса Христа.

Затем, кто нас покрывает, кто нас принимает таких грешников, слабых, немощных и бессильных? Кто, как не Господь Иисус Христос?

Когда стоишь на молитве, хотя бы вот служитель литургии... когда стоишь перед престолом, весь покрытый язвами, с душой темной и возносишь молитвы, совершая Бескровную Жертву, кто, как не Господь, покрывает душу немощную своею благодатью? Ибо Ему предстоят сонмы Ангелов, миллионы Сил Небесных, которые могли бы достойно совершать приношения, а Он, Милосердный Господь Иисус Христос, с любовью взирает на нас, и лаской покрывает наши немощи, и прощает нас, ибо любит нас всегда и желает нам одного лишь спасения.

Когда мы каемся, кто, как не Господь, отметает тяжелый камень грехов от души нашей? И это мы замечаем на себе всегда. Ведь мы на день сотни раз падаем, сотни раз совершаем грехи, хотя и не хотели бы их совершать, но если тотчас же обращаемся к Богу, то кто, как не Он, подает нам дух сокрушен, облегчает нас в наших великих грехах, подает нам надежду на прощение и спасение?

Кто, как не Спаситель, помогает нам? Он тут же отзывается молящимся, призывающим Его. Но вот вы скажете:

- Мы много молимся, плачем, много просим Господа, а Господь не отвечает нам.

И тут опять Он показывает нам одну лишь любовь Свою. «Когда человек просит Господа, - говорит авва Исаия, - и Господь не посылает ему имения, денег или здоровья, о которых он просит, то в сердце у него появляется тонкий помысл о том, что надо просить прежде о прощении грехов; и человек начинает понимать, отчего Бог не подает ему просимого». И это действительно так: если Господь не исполняет нашу просьбу и мольбу, то мы начинаем просить Его только об одном - о прощении грехов своих, потому что начинаем видеть немощь свою пред Ним и тогда Господь влагает в душу тонкий помысл и мы уже думаем: «Вот, Господь за это-то и за то не исполняет наши просьбы». Господь это делает для того, чтобы человек не принял Его благодеяния, как должное, и чтобы человек научился покоряться воле Божией, ибо Господь знает, кому что на пользу и все лучшее желает человеку.

Итак, вы видите, как велика любовь к Нам Сына Божия Иисуса Христа. По любви своей Он посылает нам Духа Утешителя, по любви своей Он просвещает нас, по любви своей покрывает немощи наши, по любви своей питает нас Хлебом Небесным и наказание посылает также ради великой своей любви к нам.

А если вы посмотрите на Церковь, которую основал Глава - Господь, то вы и здесь увидите выражение величайшей любви к нам Господа.

В самом деле, как мать рождает дитя, носит его, питает, омывает его, молится за него и утешает его, точно так же и Церковь по отношению к каждой душе поступает подобно матери. Она, прежде всего, как мать, крещением святым рождает душу для новой жизни; оживляет ее, подает ей невыразимую силу благодати, в молитвах своих она носит ее, в покаянии омывает, делает чистой и светлой, питает ее Хлебом Небесным и утешает всякой милостынею.

Такова великая любовь к нам Господа! Господь дал нам знак любви своей, дал нам Крест Свой - знамение Сына Человеческого, нам Сам говорит в Евангелии, чтобы мы помнили Его всегда и носили на груди своей. Когда апостол Павел пришел в Афины, то, по выражению евангелиста Луки, «Возстенала душа его, потому что Афины полны были идолами». А у нас теперь, когда приходим не в Афины, а в дома свои, душа стонет при виде людей, окружающих нас, людей, которые идут против знамения имени Божия, которые не носят креста на груди своей, и эта скорбь есть прежде всего скорбь родителей о детях, отрицающих Бога; скорбь старцев, хранящих знамение Святой Церкви, и скорбь жен о мужьях своих, отшедших от веры. Эта скорбь истинная, скорбь глубокая, скорбь правдивая!

Теперь ведь люди стыдятся носить святой крест, говорят: «Ведь все равно, носишь или не носишь, можно и так верить». Но это неверно! Человек, не носящий крест, подобен саду разгороженному. Представьте, большой плодовитый сад... туда и коза войдет, и всякое животное, и вор полезет, а если оградить его оградой, да еще с колючей проволокой, так если и полезет иногда вор, а все-таки будет бояться и убежит.

Так и душа: когда человек носит на груди крест, то дьявол только иногда, по неразумению нашему, крадет наше добро, искушает нас; а если креста нет на груди, тогда он беспрепятственно входит в душу и вносит в нее свободно всякие греховные чувствования и страсти, потому что душа того человека подобна разгороженному саду, в который можно войти с любой стороны.

Вот что значит для нас крест, а люди стыдятся носить его. Не стыдятся теперь обнажать свое тело, не стыдятся, особенно девушки, обрезать волосы; не стыдятся, потому что им так приятно, а вот крест носить на груди своей, этого стыдятся, это считают позором для себя, ибо за это осуждают, над этим насмехаются... Святые мученики головы свои отдавали на отсечение за знамение Сына Божия, с радостью умирали за Него, а мы боимся мнения слабого человека, который не понимает значения и цели жизни земной, и из-за этого не носим креста на груди своей. Ведь Сам Господь сказал: «Кто постыдится Сына Человеческого пред людьми, того и Сын Человеческий постыдится пред Ангелами Божиими».

Вы только подумайте! Жизнь вечную потерять ради ничтожного стыда перед ослепленным гордецом! От этого стыда рождается пустота в душе, рождается тревожная неудовлетворенность в жизни, ибо если человек стыдится исповедовать Господа, то Господь оставляет его.

Но вот вы скажете: «Все мы, здесь стоящие, носим крест». Да, носим-то мы носим, да как мы носим? Так ли, как нужно?

Всякий, носящий крест, должен понимать, что он воин, что он должен неусыпно бороться каждый день со страстями своими, как и апостол Павел говорит, что всякий, назвавший себя Христовым, должен вести борьбу с духами злобы поднебесныя.

Крест обязывает нас быть всегда на страже своего спасения. Он напоминает нам о том, что мы должны любить Христа и знамением Его побеждать врага.

Как же нам бороться, как достойно носить крест Христов на груди своей?

Для этого нужно нам смириться, нужно просить защиты у Бога и бороться со страстьми и похотьми. Смиряя себя и взывая к Богу о защите и, наконец, поступая в противовес делам страстей, мы можем бороться с ними и можем окончательно побороть в себе все страсти.

В пример истинного смирения вспомним митрополита Филарета Московского, которого и теперь называют святым. В детстве он был резвым мальчиком, всегда шалил, но потом он сделался таким великим молитвенником, что удивлял всех своими подвигами. Он был до того худ и слаб от подвигов поста и молитвы, что мог носить на плечах своих только самые легкие одежды. А ведь его окружала роскошь!

Глубокое смирение его можно видеть на многих случаях из его жизни. Так игуменья Бородинского монастыря Мария рассказывала:

- Послала я ему однажды подарок - золотой сосуд, а он так ответил в письме: «Ты послала мне когда-то холщевые чулки во время холеры, которые спасли меня от холерной судороги...»

Видите, возлюбленные, холщевые одежды, оказывается, спасают от холеры. Вот и у нас отец наместник говорит, что надо носить холщевую одежду и тогда, с Божией помощью, не будем бояться и холеры.

Дальше он пишет: «Благодарю тебя за это, а теперь ты прислала мне золотой сосуд, как бы в обличение роскоши, в которой я живу. Ты только больше этого не делай».

Когда же он жил в Гефсиманском скиту в киновии, то он ходил в простом подряснике, в скуфейке, любил уединяться в чаще вековых кедров и следить за белками, прыгающими и бегающими по их ветвям. В тишине, лицом к лицу с прекрасным Божиим миром, он любил уходить в молитву, любил погружаться в тихую, сладкую беседу с Богом. Такие минуты дивно вдохновляли его, и там читал он свои духовные сочинения, которые остались нам в наследство.

Так и нам нужно смиряться во всем и всегда, смиряться в борьбе со страстями своими и просить защиты у Бога. Аминь.   

Наверх