Господи, помилуй! (Слово пред молебствием Животворящему Кресту Господню. Сказано от имени миссии в Нижегородском ярмарочном соборе, по случаю принесения из села Пуреха чтимого Креста Господня, 10 августа 1907 года.)

Господи, помилуй! (Слово пред молебствием Животворящему Кресту Господню. Сказано от имени миссии в Нижегородском ярмарочном соборе, по случаю принесения из села Пуреха чтимого Креста Господня, 10 августа 1907 года.)

Желанием и приглашением архипастыря, я призван сегодня сказать вам, братие, поучительное слово с этого священного места, по случаю нарочитого торжества и нарочитой молитвы в честь Креста Господня. Святыня эта, искони здесь чтимая, напоминает нам древние времена народного благочестия, и в истории своей связана с незабвенным именем великого русского патриота, славного уроженца Низовской земли, князя Димитрия Пожарского.

Предание говорит, что чтимый этот Крест был сооружён ещё до нашествия татар на землю русскую, следовательно, в первые века после крещения Руси и при вторжении Батыя затоплен был русскими в болоте. Более трёхсот лет пролежал он в земле, и затем найден был князем Димитрием Пожарским; по случаю моровой язвы он с молитвой и торжеством церковным принёс эту святыню в храм своего родного села Пурех. Чудесное прекращение гибельной болезни, многие чудеса и исцеления по молитвам верующих пред этой святыней и сделали её чтимой во всей земле Низовской.

Не замечаете ли, братие, в краткой истории этого Креста совпадения с историей того Треблаженного Древа, которое, по уставу Церкви, как раз именно теперь воспевается и прославляется в наших храмах, в напоминание верующим о близком празднике Воздвижения Креста Господня? И тот Крест, на нем же распяся Христос, Царь и Господь, пролежал в забвении, в глубине земли, триста слишком лет. И тот Крест явил себя чудесами и знамениями. И тот Крест соделался святыней верующих, так что, когда он взят был в плен неверными, то христиане употребили все силы, ничего не жалея, лишь бы возвратить его обратно.

Припоминается при нынешнем церковном торжестве самая история и картина обретения и воздвижения Креста Господня: умилённая царица Елена, святой патриарх Иерусалимский и сонм церковного клира, великое множество верующего народа... Вот, святыня принесена на возвышенное место и видима всем. Что же народ и клир? В наших молитвах и песнопениях они выразили свои чувства? Казалось бы, здесь случай и повод без конца изливаться христианской душе в псалмах и пении и песнях духовных, без конца проявиться в слове человеческим дарованиям и мудрости. Столько воспоминаний, столько уроков, столько здесь назиданий! Не напрасно говорится в одной песни церковной, что «Крест – это премудрости книга».

А между тем, история свидетельствует нам, что при поклонении Кресту верующий народ создал только одну и самую краткую молитву: «Господи, помилуй». Но велика, значит, была премудрость в этой молитве, если она прошла века, соделалась общехристианским молением, и беспрерывно употребляется в богослужении всех христианских народов. Созданная внезапным и свободным вдохновением души народной, в момент несказанного подъёма веры и наивысшего религиозного воодушевления, она в двух словах выразила всю сущность нравственного настроения христианина, – его веры, его надежды, его любви. Мы к ней слишком привыкли и слишком часто её бессознательно употребляем. Оттого полезно и необходимо на ней останавливаться вниманием и будить в душе те именно чувства и мысли, то душевное настроение, которое некогда её создало. Ныне, пред этой чтимой святынею Креста Господня свершая наше моление, мы имеем к тому самый благовременный повод.

Господи, помилуй, – взывает душа христианская. Человек создан Богом на дела благая; он облечён, как в солнце, Его образом и подобием; он доставлен в достоинство господина природы и её священником пред лицом Творца; люди украшены дарами Духа; слышат в себе голос совести и разума; имеют стремления, влекущие их к Богу, – к Истине и Святости. И всё это они осквернили, всё потоптали; сами себя грехом и нечистотой приравняли к скотам несмысленным и уподобились им, сами отдалили себя от лица Божия непослушанием Богу в раю, неверием, пороками, преступлениями; они впали в такую нравственную грязь, дошли до такого зверства и падения, до которого и скоты не доходят... И естественна, и понятна, и необходима молитва падшего человека: Господи, помилуй.

Но всё то прошло. Древнее мимо идоша, се бысть вся нова (2Кор. 5:17). Нас искупил по любви Своей Сын Божий. Он даровал нам пути в спасение; Он поведал нам небесных тайн откровение; открыл волю Божию, благую и совершенную; дал в Себе Самом пример жизни; примирил нас с Богом, дал прощение грехов, послал Духа Святого, даровал таинства, учредил Церковь, руководствующую нас в спасение.

На кресте распростёртыми руками весь мир призывал Он в любовь Свою. А мы, всё это зная, и здесь опять надругались над любовью Божией. Христиане мы – только по имени, а по духу и жизни – язычники. Неверные и неверующе во Христа крепче нас преданы своему закону, твёрже в своём исповедании, более объединены правилами своей веры. Храмы наши пусты; места же торжищ, увеселений и нечистых удовольствий наполнены. Злоба, зависть, ненависть, холодность к несчастным, жадность и себялюбие, разврат и нечистота, – всё это заставляет неверных и язычников с полным правом говорить нам в лицо: «вера ваша хороша, да сами вы никуда не годны»... Ради нас имя Божие и имя Христа унижено пред всем миром... И видя, и сознавая это, какая может быть молитва у христианина, как не эта краткая, сильная и трогательная: Господи, помилуй!?

Мы, русские люди, взысканы особыми милостями Господа. Мы призваны в Его царство, мы приобщены к Его Церкви. Мы получили христианство на заре нашей исторической жизни, в годину народного младенчества и, находясь в таком состоянии, когда христианство могло свободно стать нашим всецелым душевным достоянием, воспитать нас, как народ Божий, создать и пропитать собой всю нашу государственность, царство наше человеческое и земное обратить в царствие Божие и привести его к царству небесному. И вот, что вместо этого мы теперь видим? Можно ли без чувства горящего стыда смотреть на всё то, что вокруг нас творится? Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Точно не было у нас христианской тысячелетней истории, точно мы совсем не знали Христа и евангелия. Или слово Божие к нам недостиже? Или оно покинуло нас? Наши образованные классы проповедуют открыто неверие, враждуют против Христа и Его Церкви. Не было хулы, не было мерзости, не было кощунства, которого бы словесно и печатно не проповедали наши мудрецы. Они оправдывали цареубийство и убийства всех, с ними несогласных; они обращали свои знания на то, чтобы развращать народ, чтобы делать и бросать бомбы и убивать намеченные жертвы и случайно подвернувшихся людей; они оправдывали и оправдывают измену, предательство, воровство и грабительство; развращали и развращают юношество; губили и губят собственное отечество. Наш простой народ погряз в пьянстве и сквернословии: нет ни одного народа в России, который был бы хуже его в этом отношении. А леность, пьянство, воровство, грабежи, бунты, забастовки, хулиганство, страшное падение семьи, страшная испорченность молодого поколения, разврат и всякая распущенность... А эта лёгкость, с какой мы идём за всякими лжеучителями и смутьянами, обещающими обогащение путём всякого разбоя, разгрома чужих имений, противления Царю и правительству. А это убийственное равнодушие к страшным преступлениям, что совершаются у нас ежедневно. Это ли народ христианский? Это ли крещёные люди? Господи, помилуй! Господи, помилуй!

Ведь если бы мы были добрыми христианами, если бы мы были, действительно, честными и верующими людьми, то все эти преступления у нас сами собой исчезли и прекратились бы, как исчезает дурная и сорная трава с хорошо вспаханного и разделанного поля. Преступники чувствовали бы себя одинокими, презренными, они скрывались бы в тёмных углах, не смея выйти на свет Божий, на глаза добрых людей; теперь же они выходят торжествующие, чувствуя себя героями; они как бы пользуются общим доверием, сочувствием и поддержкой.

И вот, заслужили мы свою судьбу. Несть радоватися нечестивому. Нас разбили и опозорили внешние враги. Над нами подняли руки нашими предками покорённые и присоединённые инородцы. Мы сделались позором и посмешищем всего мира. Мы обратили себя и свою страну в нищету пьянством, ленью и забастовками. Мы идём в хвосте у всех народов, от всех отстали, и все на нас показывают с укоризной. Мы собственное государство довели до расстройства преступлениями и смутой. Когда великодушный Царь даровал в манифесте 17 октября 1905 года различные свободы, мы в первый же день после этого доказали и ныне доказываем, что мы ими злоупотребляем, как злые и испорченные дети. Когда Он даровал права народного представительства Себе в совет и помощь, а нам в облегчение жизни, мы вопили, или, по крайней мере, другим вопить позволяли, что все эти права мы «вырвали» у Царя... А затем что? А затем мы к Царю в советники и помощники избирали своих представителей не по чести и совести, а по указанию наших собственных врагов, и они занялись вместо созидательной работы – разрушительной, вместо укрепления единства Царя и народа – борьбой с Ним и правительством из-за власти, вместо умиротворения народа – его бо́льшим и бо́льшим озлоблением. Мы пришли к полному озлоблению. Ещё немного такого безумия, ещё немного, и если не покаемся, не одумаемся, мы погибнем. Господи, помилуй!

И как бы в явное знаменование гнева Божия – то у нас непрестающее бедствие голода, то, наконец, грядущая холера. Отовсюду тревожные слухи и вести... Опомнись, опомнись, русский человек! Милость Божия зовёт тебя к покаянию и исправлению тяжкими ударами судьбы. Молись молитвой покаяния: Господи, помилуй!

Крест говорит нам о том, как тяжко карается грех человека: мы видим, что даже добровольно воспринятый грех довёл Сына Божия до страшно-мучительной смерти. Но Крест говорит и о прощении греха, о милости Божией. Погиб разбойник злобный, нераскаянный, но спасён и райских селений удостоен покаявшийся. Погиб Иуда, но вновь принят в апостольский лик Пётр отрёкшийся.

Братие! Крест наш духовный – в болотной тине греха; глубоко он под землёй, покрытый корой и толщей наших грехов, пороков, страстей и сердечного бесчувствия. Крест наш – в плену у врага нашего спасения – дьявола. Поднимем его в душах в красоте святыни! Возвратим его изволением и добрым житием к себе в души, возьмём его из плена греховного! Ещё не до конца мы погибли. Ещё терпит Господь! Ещё есть надежда спасения. Ещё есть время покаяния. Ещё зовёт нас к себе Бог Милосердный и наказаниями и долготерпением...

Господи, помилуй! Господи, помилуй! Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх