Господи, и что бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови?

Иногда скорби и беды, как волна за волною, нападают на бедную душу, и горестям ее не видно бывает конца. В подобном положении находились ученики Христовы. В ясном виде представил Господь грозную бурю бед, ожидающую Его и учеников Его, и в успокоение их сказал, что явится Он Сам тому, кто сохранит искреннюю любовь к Нему.

Вы понимаете, слушатели, что слова, какие Спаситель сказал смущенным ученикам, спасительны для всех странников земли.

Глагола Ему Иуда не Искариотский: Господи, и чтó бысть, яко нам хощеши явитися, а не мирови? Отвеща Иисус и рече ему: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:22–23).

Апостол Иуда, иначе называвшийся Фаддеем, выказал недоумение, которое было на душе и у других учеников. Избранные ученики Христовы высоко чтили Учителя своего, но все еще не могли расстаться с земными надеждами, какие были тогда у иудеев, с надеждами на то, что Мессия будет славный Царь земной, и слава Его царствования земного будет самая блистательная, так что пред ней затрепещут враги Божии, враги Израиля (Мф. 16:22, 20–24; Лк. 22:24; Ин. 13:36). Братья Иисуса Христа даже изъявляли Ему свое неудовольствие на то, что Он не открывает славы Своей пред миром: реша убо к Нему братия Его: преиди отсюду и иди в Иудею; да и ученицы Твои видят дела Твоя, яже твориши. Яви Себе мирови (Ин. 7:3–4). Таковы люди! Ищут только своего покоя, а не воли Божией. Апостол Иуда, в надежде видеть и разделять земную славу Мессии, выслушав Спасителя, что Он явится только верным Своим, не понимал: почему Он не хочет явиться миру, тогда как это могло, казалось, усмирить мятежный мир и утешить верных Христовых?

В ответ на недоумение Иуды Спаситель объявляет общий закон, по которому совершаются явления любви Божией людям. Общий закон Богоявлений таков: любовь Божия изливается на того, кто сам любит Бога во Христе Иисусе, любит любовию искреннею, оправдываемою исполнением воли Божией. Любовь к Христу Иисусу так много значит пред Отцом небесным, что за эту любовь Он награждает собственною Своею любовию. Отец небесный любит и всех грешников, призывая их к раскаянию. Но любовь, которой удостоиваются искренне любящие Господа Иисуса, есть любовь преимущественная; так говорит о сем Сам Господь Иисус ученикам Своим: Сам бо Отец любит вы, яко вы Мене возлюбисте и веровасте, яко от Бога изыдох (Ин. 16:27). И не в том еще полнота милости Божией. Мы к нему приидем и обитель у Него сотворим, говорит Господь о любящих Его. Какое высокое отличие, какое неизобразимое счастие! Прежде сказал Он, что тому, кто любит Его, явится Он Сам (Ин. 14:21). Здесь говорит гораздо более. – Здесь говорит, что придет не только Он, но и Отец небесный. Там обещается явление временное, и явление преимущественно созерцанию ума; здесь обещается пребывание в душе постоянное: обитель у него сотворим. Апостол так говорит о сем высоком состоянии: «дом Его мы, если только упование и надежду, которою хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6). «Вы храм Бога живаго, так как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить и буду их Богом» (2Кор. 6:16). Без сомнения, самое полное вселение Триединого в любящих Его принадлежит блаженной вечности, как зрел Тайновидец (Апок. 21:3). Но в некоторой степени оно начинается в избранных Божиих еще на земле. В тех, которые соблюдают искреннюю любовь к Господу верно и неизменно среди разных искушений, вселение Бога в сердце следует за тем состоянием, о котором сказал Спаситель: к нему приидем. Но в душах, не постоянно верных, сие пришествие есть только временное посещение любви небесной. Итак, берегись пренебрегать самым последним бедняком, если искренне чтит он имя Господа Иисуса. Пусть он живет в бедной хижине: но душа его, быть может, есть жилище Бога Триединого (1Кор. 6:17, 7:22–24).

Не любяй Мя, словес Моих не соблюдает: и слово, еже слышасте, несть Мое, но Пославшаго Мя Отца (Ин. 14:24).

Вот объяснение и на то, кому не является Господь Иисус. Он не является тому, кто не выполняет заповедей Его, тех заповедей, которые суть заповеди Отца небесного, а не выполняя заповедей, показывает, что не любит ни Господа Иисуса, ни Его Отца (1Ин. 2:3). «Иудеи думали», говорит св. Кирилл Александрийский, «что Христос пришел уничтожить древний закон... Почему, чтобы не казалось иным, что объявляет Он новыe повеления против воли Бога Отца, по своему произволу, прибавил: и слово, еже слышасте, несть Мое".

После сего Иуде-Фаддею и другим ученикам можно было видеть, почему Христос Господь имеет явиться им, а не миру. Он, по любви Своей к людям, желает быть близким к каждому, и к каждому, кто любит Его искренне, приходит Он с Отцом Своим, в каждом, по мере расширения сердца любовию, водворяется Он с Отцом Своим. Но мир такой, каков мир иудейский, мир людей суетных, тщеславных, гордых, корыстолюбивых, завистливых, сладострастных, – такой мир имеет ли любовь к чему-либо божественному? Если же нет в нем любви к божественному, то нет и приемлемости для славы Иисусовой, – он не в состоянии видеть ее. Так небесный учитель, погашая в учениках Своих мечтания о славе земной, которой они тайно желали, обращает их сердца к заботе о чистой любви к Богу и Христу, пробуждает воздыхания о недостатке такой любви; заставляет думать, что если преимущество искренне любящих Господа недоступно для мира, то сего уже довольно для любящих Его, довольно, чтобы не ревновать лукавнующим и не завидовать творящим беззаконие.

Сия глаголах, в вас сый. Утешитель же Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему... (Ин. 14:25–26).

Сказав то, что сказано о явлении славы Мессии, Господь сказал все, чтó надлежало Ему сказать во время пребывания Своего на земле. Много оставалось такого, что мог бы еще открыть ученикам Своим Господь Иисус. – Много вопросов готовы предложить Ему ученики, например, что будет с миром иудейским, который отвергает Спасителя своего, как и когда исполнятся обещания, данные Патриархам о их потомстве. Но решение всех подобных вопросов предоставляется времени, когда явится Утешитель, Дух Святый. Утешитель же, Его же послет Отец, Той вы научит всему. Так, пока не воссияет в глубине души благодатный свет Божий, и из наставлений самого слова Божия не умеет душа извлекать полную пользу; многое и понимает она, но не принимает к исполнению, иное готова даже оспоривать, потому, собственно, что не одобряют того любимые наклонности, любимые предрассудки ума, любимые страсти сердца.

Что значит: Утешитель, Его же послет Отец во имя Мое?

Спаситель сказал о себе: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене (Ин. 5:43), то есть пришел, как посланный от Бога-Отца. Сообразно с сим и слова о Параклите: Его же послет Отец во имя Мое означают то, что Дух Святый явится на земле, как посланный от Христа Иисуса. Так и говорил Господь о Параклите: Его же послю от Отца (Ин. 15:26).

Той научит вы всему, – наставить всему, чтó можно и должно знать ученикам Христа Иисуса. Тогда то, что непонятно было в словах Иисуса, объяснится им, и чтó понимаемо было не совсем верно или ошибочно, будет понято в точном виде.

И воспомянет вам вся: яже Рех вам. Это значит, что не только возвращены будут памяти все слова Господа Иисуса, но возвращены будут в том глубоком и обширном значении, какое имели они в Божественном уме Сына Божия. Об иных предметах сказано Господом немного слов, но значение их по началам и последствиям весьма обширно. И это значение раскрыто в умах Апостолов Духом Утешителем. Оттого в Евангелии Иоанна так нередко видим пояснения словам Господа. Это не мнения Иоанна, но глаголы Духа истины.

Слушатели мои! В жизни земной встречается много странного, темного, оскорбляющего; и Апостолы Христовы были в сомнениях. Но Господь Иисус сказал нам, как нисходит свет Божий в сердца и умы темные. Выполним наставление Его, и все нужное ко спасению нашему будет понятно для вас; вопросы праздности и пытливости не будут тогда тревожить ума; а все, от чего зависит вечное благоустройство души, легко изучено будет нами. Аминь.

Наверх