Проповеди на праздники:

Господь ждет (Чистая Среда) Слово, произнесенное в среду первой седмицы Великого поста, 6 марта 1957 года

Господь ждет (Чистая Среда) Слово, произнесенное в среду первой седмицы Великого поста, 6 марта 1957 года

Слава долготерпению Твоему, Господи.

Вот уже и среда Великого поста первой его недели приходит к концу. Завтра в последний раз на этой седмице вы будете внимать умилительным словам Великого покаянного канона Андрея Критского. Еще раз на жизненном пути каждого из нас Господь Иисус Христос ввел в двери Великого поста, поставил еще раз на путь покаяния. И каким же должно быть движение нашего сыновнего сердца, первое воздыхание нашей души, как ни слова благодарности Господу: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” Мы продолжаем грешить, а Ты все терпишь и не пресекаешь древо жизни каждого из нас, как бесплодную смоковницу; все ждешь нашего покаяния и нашей доброй христианской жизни, ведущей к вечному спасению!

Почему так долготерпит каждого из нас наш Господь Спаситель? Потому, что Он хочет нашего спасения; потому, что Он не хочет, чтобы кто-нибудь из нас погиб для жизни вечной.

Он хочет, чтобы мы еще и еще раз принесли Господу покаяние во грехах своих, чтобы мы обновляли свои духовные силы, украшали их для борьбы со страстями и греховными искушениями, чтобы мы еще раз прошли это великое и спасительное поприще Великого поста. И сколько вразумлений, сколько утешений подает нам Господь Спаситель через Свою Святую Церковь в эти дни Великого поста! Как Он через нее содействует нам, помогает нам принести глубокое, искреннее и слезное раскаяние в наших грехах!

Вот мы внимаем канону Андрея Критского с умилительными запевами: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Мы слышим только в эти дни Великого поста слова особых молитв, располагающих нас к покаянию, к сокрушению духа: “Господи сил, помилуй нас”; “Помилуй нас, Господи, помилуй нас!”. И многократно повторяются слова молитвы умирающего разбойника благоразумного: “Помяни меня Господи, помяни меня Владыко, помяни меня Святый, когда приидешь во царствие Твое”.

Нас ожидает еще раз умилительный покаянный канон святого Андрея Критского на пятой седмице; поклонение Святому и Животворящему Кресту в Крестопоклонное воскресенье; Похвала Божией Матери, прославление Той, без Которой не можем мы, грешные, спасти себя для вечной жизни, ибо Она помогает нам; Она путеводит нас по пути к вечному спасению. А потом, на конце Великого поста, ожидает нас единственная в году страстная седмица с воспоминанием последних дней, последних минут земного подвига Господа нашего Иисуса Христа, понесенного среди нас, грешников, ради того, чтобы не погибли мы в бесконечной жизни вечной смертью, в вечном отчуждении от своего Сладчайшего Спасителя, но чтобы мы все спаслись во имя той великой искупительной жертвы, какую принес за нас Господь наш Иисус Христос. Это все нам дает Господь Спаситель через Святую Церковь в помощь, в содействие делу нашего покаяния.

А чего требует от нас в эти дни Великого поста наш Господь Спаситель через Свою Святую Церковь? Он ждет и требует от нас молитвы, поста и покаяния.

Молитва — это золотой ключ, которым открываются сокровища милосердия Божия и прощения. Это духовное оружие, которым — по слову Господа Спасителя — побеждается невидимый враг рода человеческого. Молитва помогает нам освободится от тех оков, которыми опутывают нас земные помыслы. Молитва низводит на нас с высоты небесной бесчисленное проявление любви Божией к нам. Молитва всегда нам нужна, на каждый день нашей жизни; без молитвы не может быть жизни со Христом, не может быть без нее жизни духовной у христиан. Но особенно она нужна в дни Великого поста, и к усиленной молитве в эти дни поста зовет нас Святая Церковь — к молитве с поклонами, к молитве особой, молитве углубленной. И еще задолго до Великого поста Святая Церковь от нашего имени молилась: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче”, молилась о том, чтобы Господь помог нам в эти дни совершить должное покаяние перед лицом Божиим, ибо все мы грешники, все мы изъедены грехами от ног до головы.

Дух наш весь преисполнен многочисленными страстями и грехопадениями. И потому нужна особенно усиленная молитва для того, чтобы нам, грешникам, принести то покаяние, какое спасет для вечности.

Святая Церковь именем Божиим требует от нас в эти дни Великого поста воздержания. Воздержание, как и молитва, необходимо во все дни жизни нашей, сказал Господь: “Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете” (Лк.6:25). И еще сказал: “Смотрите… за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством… и чтобы день тот не постиг вас внезапно…” (Лк.21:34). Господь заповедует всем нам воздержание, но в дни Великого поста особое воздержание и особый пост, потому что, помогая нашей молитве, пост снимает тяжесть с нашего грешного и бренного тела. И ведь какими подвигами мы можем искупить наши бесчисленные согрешения — Святая Церковь хочет, чтобы хотя этим малым подвигом — подвигом коленопреклоненной молитвы — мы сопровождали свое покаяние, искупая свои многочисленные грехи.

Святая Церковь ждет от нас, в лице Самого Господа, покаяния во всех наших согрешениях. В нас, в каждом из нас живет дух греха, и он беспрерывно прорывается то в наших греховных мыслях, то в нечистых наслаждениях, то в грязных желаниях, то в гнилых и бранных словах, нельзя исчислить всех видов наших согрешений. Мы должны в эти святые дни принести Господу покаяние во всех своих согрешениях — мыслью, словом, делом и помышлением, содеянных нами.

Грехи — это язвы на нашем бессмертном духе. Если появляется внутри нашего тела или на нашем теле язва, мы спешим ее излечить, пока она не становится неизлечимой; если нужно, мы делаем операцию, мы хотим освободиться от нее. Если мы запустим эту болезнь, она уже может стать неисцелимой. Грехи — это язвы нашей души. И пока грех не стал настолько въевшимся в наш дух, что преодолеть его становится трудно и даже почти невозможно для наших сил, — мы должны покаянием исцелять себя от этих греховных болезней. Святая Церковь и ждет от нас, чтобы все мы, дети своего Сладчайшего Небесного Отца, открыли обнаженными все язвы своей души перед Господом со слезами раскаяния, чтобы омыть нашу грязную душу слезами и благодатию покаяния, чтобы выжечь эти язвы из нашей бессмертной души.

Ведь мы все идем к порогу вечной жизни, все идем к порогу смерти один из нас раньше, другой позже переступят через этот таинственный порог. Можно ли идти туда, в жизнь вечную, к своему Сладчайшему Господу со своими неисповеданными, своими неомытыми слезами раскаяния грехами, туда, куда — по слову Священного Писания, — ничто нечистое, ничто грязное не входит; куда входит только тот, кто омоет свою душу благодатью Божией и покаяния слезами.

Если всегда мы должны помнить о том, что перед нами раскроется жизнь, не знающая конца, то об этом особенно ярко, с особой силой напоминает нам Великий пост.

Великий пост с его темными облачениями в храмах, с его многими поклонами, с его заунывными, особенно печальными и скорбными напевами, его песнопениями говорит о том, что Святая Церковь плачет о наших грехах и Церковь молит Своего Главу и Господа, чтобы без этих грехов переступить нам порог жизни вечной, чтобы Он благословил нам оставить их здесь через наше покаяние, чтобы не брать их с собой, чтобы не погибла наша душа для вечной радости, для вечной жизни вместе со своим Сладчайшим Спасителем.

Когда мы только подумаем о жизни вечной, хочется сказать в своем грешном сердце: “Боже мой. Боже мой! Что с нами будет тогда, если грехи человеческие наказываются таким строгим наказанием, муками Сына Божия, Господа Иисуса Христа?!”

Как же мы должны будем отвечать за свои грехи, если мы их возьмем с собой, а не оставим здесь, после раскаяния и очищения?! Что будет с нами тогда? Мы увидим Господа своего. Праведного Судию. Он покажет на Крест Свой, на язвы Свои на руках и на ногах. Он покажет на язвы главы Своей от шипов тернового венца, который возлежал на главе Его, и скажет: вот что Я сделал для вас, ради вашего спасения. А что вы сделали для своего вечного спасения? Чем вы ответили на эту пролитую за вас Мою Кровь, за эти понесенные Мною страшные страдания? Сохранили ли вы невинность и чистоту вашей души, полученные в Святом Крещении? Душа ваша оставалась ли храмом живущего в вас Духа Божия, или она давно была осквернена? Я оставил Плоть Свою и Кровь Свою в Святейшем Таинстве Причащения, чтобы вы вкушали эту Божественную пищу, Божественные Мои Тайны, чтобы вы соединились со Мной навеки. Как вы приступали к Святой Чаше, как вы омывали свою грешную совесть, прежде чем подойти к Святой Чаше? Не давали ли вы лобзания Иудина? Не изменяли ли вы в тот же час, может быть, в тот же день или в скором времени, опять впадая в те же прегрешения и тем самым подражая лобзанию Иудину?

Что ты скажешь тогда в ответ Праведному Судии, моя окаянная душа? Что ты будешь чувствовать тогда, мое окаянное сердце, когда откроются тайны всех твоих согрешений неоплаканных, нераскаянных перед лицом Всевидящего Спасителя? Чем ты оправдаешься, лукавая моя совесть, перед Тем, Кто все знает, в чем ты согрешаешь, и все видит, что скрывается в тайниках твоего духа?

Еще не поздно, мои дорогие, мои милые, еще не поздно принести нам покаяние! Господь долготерпелив и многомилостив и дает нам еще это время для покаяния, дает еще время сказать своей душе: “Душа моя, восстани, что спиши!” Обледенелое мое сердце согрейся под лучами любви Божественной и долготерпения Божия и приди к ногам Сладчайшего Спасителя со слезами, моли Его о прощении.

Мы не погибнем, мы не погибнем, если придем со слезами своего раскаяния к ногам Того, Кто только и ждет от каждого из нас, Своих детей, сознания своих грехов и этих благодатных слез, слез раскаяния, которые Он сам отрет и заменит другими слезами — слезами радости прощения тех грехов, в которых мы приносим это свое раскаяние.

Каждый из нас, стоя как бы перед лицом своего Господа Спасителя в эти святые дни покаяния, готов сказать: “Господи, ведь я Твой, я Твое чадо! Ты дал мне тело мое, и в это тело вложил бессмертную душу. Ты даровал мне жизнь, Ты послал меня в эту землю, чтобы я прошел долгий или короткий — как угодно Тебе — путь и пришел в свой родной дом под Твой отеческий покров. Правда, я пред Тобой прах и пепел, но во мне, в этом бренном и грешном теле, живет бессмертная душа, которая томится по Тебе, которая ищет Тебя, которая тянется к Тебе, которая хочет жить с Тобой в бесконечных веках! И это самое тело бренное, подверженное смерти и тлению, обратится в прах, но придет время, когда Ты воскресишь и это тело, и оно, обновленное, свободное от немощи соединится с моей душой. Я ведь буду Твой своей бессмертной душой и своим воскресшим телом, как и сейчас я Твой весь! Пощади твое создание и спаси меня от вечного моего осуждения!”

Пусть каждый из нас скажет в эти дни покаяния из глубины своего верующего духа Господу своему: “Ты, Господи, пришел на землю для того, чтобы спасти людей от вечной смерти, чтобы не погибли люди во грехах своих, чтобы люди вошли в вечную жизнь для вечных радостей. Ты сказал, что приготовил обителей много в доме Отца Небесного для каждого из нас.

И Ты сказал, что Ты подобен пастырю, Который ищет заблудшую овцу, возлагает ее на свои рамена, на свои плечи, чтобы вернуть ее в стадо, чтобы привести ее к Своему Отцу.

Мы — заблудшие овцы, мы блуждаем по дорогам наших грехов и страстей и молим Тебя: выведи нас с этой дороги грехов и страстей, постави на тот путь, который ведет нас в жизнь вечную, в царство вечного счастья, не знающего конца. Ты, Господи, странствовал по земле, не имел, где главу приклонить. И мы здесь странники и пришельцы на земле. Помоги нам. Господи, прийти в наш родной дом не в лохмотьях, которыми покрыты сейчас наши грешные души, но в одежде той, в которой Ты введешь нас в Свое вечное Царство, в одежде, которая создается из слезного нашего покаяния, из наших молитв, из дел любви и всепрощения. Помоги нам прийти туда в этом достойном одеянии нашей души, чтобы не закрытыми оказались двери Царства Твоего перед нами; ведь весь дух наш, верующий дух наш стремится к Тебе, к тому, чтобы жить бесконечные века с Тобой и только с Тобой, со Сладчайшим Спасителем!” Пусть каждый из нас так поплачет в глубине своего сердца.

Милые мои, мы не погибнем, — мы не погибнем, если придем со вздохами покаяния, со слезным раскаянием к Своему Отцу. Он снимает с нас то тяжкое бремя, греховное, которое давит грешную совесть каждого из нас. Он снимет ее — эту тяжесть греха, как снял с блудниц, которые слезами омывали ноги Его.

Я, мои милые и дорогие, благословляю вас на подвиг покаяния. И я молю Бога о том, чтобы каждый из вас, кто приходит в этот дом Божий, слышал своим сердцем, как Господь зовет его к Себе, чтобы он отозвался на этот зов Христов и чтобы он нес свою изъязвленную грехами душу, свое израненное скорбями сердце к ногам Христа, получить здесь, у ног Христа, и радость прощения, и счастье утешения в своих скорбях и своих воздыханиях.

Горячо и молитвенно желаю всем вам, дорогие завтрашние, послезавтрашние и последующие исповедники своей грешной души, глубокого раскаяния перед лицом Божиим! Всей душой желаю радости прощения, какую Отец Небесный готов дать каждому, кто плачет, кто воздыхает, кто боится гибели своей вечной, кто жаждет спасти свою душу для тех радостей общения со Сладчайшим Господом, какие Он готовит для верных Своих детей в Своем вечном Небесном доме.

 

Проповеди на праздники:

Наверх