Господь пребывает с нами
Cегодня, как возвещает нам св. Церковь, Воскресший Господь наш Иисус Христос в последний раз явился Своим ученикам, простился с ними и на их глазах вознесся на небо. Миссия Его на земле как бы завершилась. Целью Его сошествия в мир было преподать людям Божественное учение, направить их на путь покаяния и спасения. Своей жизнью, страданиями, смертью и воскресением Он избавил человечество от вечной смерти и рабства силам зла. Апостолов Он подготовил к восприятию имевшего снизойти Утешителя Духа Истины.
Спаситель вознесся на небо, но не оставил и нас, живущих на земле, продолжающих выполнять свое призвание и назначение. «Господь сил... заступник наш» всегда был и пребывает «с нами» (Пс. 45, 12), или, как свидетельствуют священнослужители во время совершения Божественной Литургии: «Христос посреде нас... И есть, и будет». Последнее Его обетование было: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И скорее небо и земля прейдут, нежели останется без исполнения Его Божественное слово. Обещал пребывать с нами – значит и пребывает. «С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века Христе»44. На небо Он вознесся человечеством, а Божеством Своим Он вездесущ.
Господь пребывает с нами Своим благословением. Возносясь на небо, Он не просто или единократно благословлял учеников, но, как повествует св. евангелист Лука, «стал отдаляться от них ... когда благословлял их» (Лк. 24, 51). Значит благословение продолжалось и не закончилось – оно продолжается и сейчас... И счастлив тот человек, кто удостаивается этого благословения, на ком оно почивает. Он всегда спокоен, весел, доволен своей жизнью, за всё благодарит небо и во всём, что ни происходило бы на его жизненном пути, он видит милость Божью. Такой человек никогда не завидует, не замыкается в круг своих интересов, а живет для блага людей, для блага общества, радуется с радующимися и скорбит с печальными – он всем соучастник, всем близкий, свой, родной. Легко жить и трудиться с таким человеком! Всякий, взирающий на такого человека, – если, конечно, взирающий не совсем лишился духовного зрения, – увидит это действие Божьего благословения и скажет: поистине велики духовно благословлённые Богом люди – они всегда с Богом, с высочайшим Добром, и Бог, высочайшее Добро, всегда с ними.
Господь всегда пребывает с любящими Его и верно исполняющими Его св. заповеди. Сердцу каждого Своего искреннего служителя Он говорит: Я твой помощник, Я не отступлю от тебя, не оставлю тебя, не забуду. Я возле тебя, Я с тобой «во все дни до скончания века».
Но Господь стоит рядом и с тем, кто готов пасть, или уже начал падать на своем жизненном пути. По Своей бесконечной любви Он является такому человеку в печалях, скорбях, чтобы пробудить его совесть к спасительному покаянию, обращению и исправлению. Он стоит у дверей каждого человеческого сердца и стучит – не пустят ли Его к себе. И блажен тот человек, который услышит этот голос, поймет, от Кого он исходит, и отворит свою храмину. – К нему войдет Господь и будет «вечерять с ним, и он с» Богом (Откр. 3, 20).
Видимо и осязаемо является Господь наш Иисус Христос в этом св. храме. Здесь Его божественной благодатью мы возродились в купели св. Крещения. Здесь мы вкушаем Его божественное Тело и честную Кровь в таинстве св. Причащения, получаем от Него Самого прощение наших грехов после исповеди их перед Его священнослужителем. И разве мы не чувствовали вселения в нас силы Божьей, мира Божьего после принятия этих спасительных таинств с верой и любовью?! Здесь, в храме Божьем во все дни мы можем слышать божественное слово нашего Господа, то самое, которое Он возвещал в Палестине. Послушаем с вниманием и благоговением св. Евангелие – и умными очами мы узрим Его предстоящего и наставляющего нас. Но мы видим Его здесь и нашими телесными глазами. В храме Божьем на св. иконе мы видим Его лик, который Он Сам дал Своей Церкви, чудесно запечатлев его на убрусе. Этот лик исполнен благости и милосердия, и одновременно нелицеприятия и правды.
Господь, по слову апостольскому, «не далеко от каждого из нас» (Деян. 17, 27), близко (Фил. 4, 5). Им мы «живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28).
Но почему же многие не ощущают близость к себе Господа? Почему они не слышат Его Божественного гласа? Почему они всё случающееся в жизни объясняют простым стечением обстоятельств? – По причине своей духовной неспособности. Обращенные и наклоненные к земле ничего другого, кроме земли, не видят и не могут увидеть. Чтобы чувствовать присутствие Божие нужно иметь живую и чистую веру, которая, как учит нас Свящ. Писание и св. Церковь, «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1), «как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем»45. Нужно также очистить свою совесть покаянием, удалить из сердца тернии грехов, зла и заполнить его св. чувствами, молитвой, добром – уготовать в нём обитель для Спасителя. Не Сам Господь уходит от нас, а наши грехи удаляют Его от нас.
Дорогие отцы, братья и сёстры! Если мы желаем, чтобы Господь наш Иисус Христос неразлучно был с нами, утешал бы нас и радовал Своим пребыванием, то и нам нужно не отступать от Него, ни умом, ни сердцем, не уходить от Него никакими путями, но стремиться к Нему живой верой и крепкой любовью. «Пребудьте во мне, – обращается ко всем нам Сам Господь, – и Я в вас... Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15, 4, 7).
Приидите, поклонимся и припадем ко Христу Спасителю нашему, припадем к Нему с благоговейным трепетом и сыновней любовью!
Аминь.