Господь близ
Посмотрим ныне, возлюбленные братия, как исполняется слово Господа Иисуса Христа: "За умножение беззакония, изсякнет любы многих".
Нам теперь кажется, что Бог далеко от нас, что Он не слышит, что Он уже отдалился от Церкви, не так близок, как в древнее время. В скорбях мы одиноки теперь, но это происходит не оттого, что Бог отдалился от нас и скрыл от нас любовь Свою, а потому что мы погрязаем во грехах, потому что умножились в нас беззакония. Но хотя мы и во грехе, хотя и полны беззакония, однако же Господь с нами, Он не оставил нас, как и Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». И апостол Павел говорит, что Господь близ. Как же это? Многие неверующие говорят, что Бога нет, никто Его не видел, а апостол Павел говорит, что Он близ. Вот сегодня и посмотрите, как согласовать эти два утверждения, современное и апостольское; посмотрите, как действительно исполняется слово апостола «Господь близ» в настоящее время, и посмотрите, что препятствует нам ощущать и испытывать на себе любовь Божию.
Как это можно понять, что Господь близ, когда никто не видел Его? Мы все, вы знаете, покрыты вот этой бренной плотью и наполнены грехами; и если бы мы в таком состоянии увидели Бога, то мы не выдержали бы дивного сияния Его славы, как и Писание говорит: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Но Бог и теперь дает возможность ощущать Его особенным образом. Вот дети, находясь с родителями, почему ощущают любовь их? Потому что находятся у них в повиновении, потому что видят их, постоянно слышат их голос, испытывают на себе их помощь. И Господь даже в наше время, когда умножились беззакония, дает ощущать близость Свою, но только не видимо, а особым образом. Он дает и слышать Себя, дает видеть Себя, слышать Свой голос, ощущать любовь и ласку Свою. Когда, придя в церковь, мы под видом хлеба и вина принимаем Его в сердце, Он как бы дает видеть Себя в этом дивном воссоединении с Собою человеческой души. И слышать Господа мы также можем теперь. Когда мы сделаем что-либо нехорошее, так какой-то голос укоряет нас: «Зачем ты пошел на путь греха, зачем ты поступаешь так?» Так это есть голос Бога, который стучит в сердце, если совесть не сожжена еще окончательно, не откроется ли сердце на добро, не обратится ли оно. Это испытывает каждый человек много раз в день. Если мы откроем священные книги – в них тоже голос Божий. Если кто читает со вниманием, с детской простотой веры, с чистым сердцем, так хоть и немного прочтет, а как будто сам с Господом Иисусом Христом беседовал. Но теперь на нас лежит как бы покрывало, мы не ощущаем силы Священного Писания, не получаем благодатного действия, мы видим только буквы слова, а сила, заключенная в словах, непонятна нам. Это не от того, что иссякла благодать Священного Писания, ибо этого быть никогда не может, а от того, что в нас греха много, много зла, и потому мы не можем видеть благодати, как и апостол говорит, что иные люди читают Евангелие, но на сердце их лежит покрывало. Очевидно, для того чтобы голос Божий слышать в Евангелии, необходимо сердце иметь чистое, простоту и веру детскую, ибо только такая душа может проникнуть в глубину смысла, сокрытого в Писании, слышать голос Господа в читаемых словах.
И особенным образом Господь дает чувствовать помощь и близость Его в скорбях. Вы сами испытывали это много раз на себе. Когда скорби приходят, как тяжело, никуда не может человек скрыться от скорбей и, почувствовав, что никто не поможет, обращается к Богу, начинает перед Ним плакать горько, и вот тут-то Господь оказывает любовь Свою, тут Он проявляет всю Свою благодатную Божественную силу, ибо и Давид давно уже сказал: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя». Господь тогда-то утешит чем-нибудь человека: пошлет ему какой-нибудь особенный дар – дар терпения, дар просвещения ума, как-нибудь подействует на скорбную душу, так что человек утешится, получит покой, утолит тоску свою в этом прибегании к Богу, в общении с Ним.
Именно этими скорбями Господь оказывает любовь Свою, и вы сами знаете, что Он не возложит на человека скорбей выше сил. Сегодня скорбите, а завтра у вас уж нет скорби; это Господь любовь оказывает, как бы говорит: «Ты сегодня устал, отдохни, ты поскорбел, уже довольно». Он как бы отдых дает человеку, с любовью охраняя его. Он знает меру человеческих сил, и, если видит, что человек изнемогает, что он готов пасть, Он прерывает скорбь, дает человеку отдохнуть от нее. Но именно через скорби и можно ощутить любовь Божию, как и у Исаака Сирина говорится, что без скорбей не зрится промысл Божий.
Богу известно давно, сколько кому жить, где жить, при каких условиях, – и в положенный час душа разлучается с телом. Сейчас мы живем на земле и душа у нас с телом – все по великой любви и силе Божией. И в неверующих живет сила Божия, но в них нет любви Его, потому что они сами отрицают ее, как отрицают и бытие Бога. А сила Божия, которой все держится, сохраняет их известное количество дней. Но, когда придет срок, ничто не может уже воспрепятствовать разлучению души с телом, призовут знаменитых врачей, а все равно душа отходит, потому что Бог повелевает и силою Своею отлучает душу от этого бренного греховного телесе, как и поется в церковном песнопении на погребение: «Воистину страшное сие таинство, како душа от тела разлучается». Ничто не может воспрепятствовать силе Божией, душа уходит, а тело земле предается, как и пророк говорил: «Земля еси, и в землю отидеши».
Видите, Господь близко и любовью Своею и силою живет в нас, но только мы сами от Него отдалились. И если человек несет скорби и стремится приблизиться к Богу, то Господь даже явно передает ему благодать и любовь Свою. Как мать, когда она одевает свою дочь-невесту, теперь, когда уж неопасно, отдает ей все свои наряды, не налюбуется на нее, не знает, как бы получше нарядить ее, или когда отец провожает сына, ему все отдает, все свои деньги, так и Господь, когда видит, что может человек принять, Он все Свои дары, всю Свою благодатную силу подает ему, просвещает его Своей Божественной любовью за те скорби, которые несет человек в жизни. Он иногда необычайно утешает человека, необычайную оказывает любовь, даже хотя бы перед самой смертью.
Рассказывается про подвижницу Олонецкой губернии Марию, которая много испытала скорбей. Ее жизнь была во многом подобна нашей жизни, только у вас домашних скорбей много, а у нее были скорби пустынные, и она несла их без ропота всю жизнь, за что Господь вознаградил ее перед самой кончиной. Она с ранних лет воспылала любовью к Богу, пошла в монастырь, но не довольствовалась этим и решила уйти в пустыню, чтобы быть всегда наедине с Господом. И вот она поселилась в одной пустынной хижине близ Никифоровского монастыря Олонецкой губернии. В этой келии прожила она три года и за это время испытала ужасные скорби. Прежде всего она много претерпела от страхований диавола. Обычно человек не видит демонов, а когда начинает к Богу душой устремляться, так они начинают являться, искушать видимо и явно – такой уж закон человеческой жизни. Так и Мария много испытала от демонов, от их искушений. Они являлись ей видимым образом, творили всякие безобразия и так ее мучили, что она почти умирала, прибегала к своему духовному отцу в монастырь и говорила: «Отче, я умираю, что мне делать?» А он отвечал: «Терпи, чадо, принимай это как младенческие искушения». Но когда демоны увидели, что страхования не вредили, они стали через людей вредить ей: один раз сожгли ее келию, а потом совсем выгнали ее из тех мест.
Мария поехала на юг к епископу Игнатию (Брянчанинову), но так как испытывала необычайную ломоту в костях от подвигов в пустыне, то принуждена была возвратиться на север. Она неимоверно страдала от боли в челюстях. Зимы в тех краях стоят жестокие, холодные. Однажды избушку ее занесло снегом, и лесной сторож, желая оказать подвижнице помощь, откопал ее и нашел в ужасном положении: всю разбитую, больную, страдающую. Он дал ей пузырек со спиртом, сказав: «Положи в дупло зуба – будет легче». Она, не зная действия спирта, налила на вату и сожгла все десна, так что рот стал весь изъязвленным. И она так страдала, что была даже при смерти. Насилу надела лыжи, чтобы поспешить скорее в монастырь и причаститься перед смертью, несколько раз падала по дороге и, наконец, лишилась чувств на опушке леса.
Марию увидели монахи, принесли в монастырь на скотный двор, где ее соборовали и причастили; через пятнадцать дней она мирно предала душу свою Богу. И Господь так показал любовь свою за ее великие скорби. У нее от спирта был сожжен весь рот, так что около рта были черные полосы, а когда она умерла, все полосы эти пропали, она вся сделалась как бы восковой. В день ее похорон было пасмурно и хмуро. Церковь была низенькая, маленькая, едва могла вместить пришедших отдать ей последний долг. И вот во время отпевания светлый луч чудесного света исходил от ее лица к потолку храма, так было до конца обряда, ибо Господь показал любовь и силу Свою, вознаградив душу, испытавшую много скорбей, исполнилось слово Его: «Праведницы просветятся яко солнце в Царствии Отца их». Так была награждена эта многострадальная, скорбная жизнь.
Итак, видите, не Бог отдаляется от нас, а мы виноваты в том, что далеки от Него, – это грехи наши лежат на нас и не дают возможности ощущать близость Бога. Почему мы не видим Его, хотя и в церкви бываем и исповедуемся, отчего это? Очевидно, нет у нас истинного покаяния. Недостаточно раз в год каяться, четыре раза, даже каждый день – надобно всегда носить скорбь в душе, скорбеть о грехах своих и взывать к Богу в слезах сокрушения. Вот тогда и проникнется душа сознанием немощи своей, и человек Бога узрит внутренними очами, близко почувствует Его от себя. И если лежит на нас покрывало, которое не дает нам проникнуть в смысл Писания, нужно читать со смирением, с любовью, с детской простотой и чистотой сердца, ибо только тогда будет Писание для нас таким, каким было для пророка Давида, который восклицал: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя; паче меда устом моим». А если нет в нас такого чувства, если для нас Писание не мед духовный, значит, мы потеряли вкус, то есть покрывало грехов закрыло очи наши душевные и мы уже не можем ощущать близость Бога. Поэтому необходимы нам чистота, смирение и простота сердца, и тогда Господь сразу станет близок к нам, и в этот, 1928 год мы почувствуем, что Он с нами рядом, близ нас, говорит нам Свои дивные словеса. И, чтобы ощущать любовь Господа, необходимо нам на скорби смотреть как на дар великой любви, нужно проникаться чувством благодарения, ибо через скорби мы можем познавать Бога и любовь Его, как мы уже слышали, что без скорбей не зрится промысл Божий. Скорби эти есть милость к нам Бога, благодарить необходимо Господа за скорби, через них мы спасаемся, от них мы научаемся, как любит нас Господь. Поэтому, если кто будет говорить теперь нам, что Бога нет, что Бог не слышит, не помогает нам, не любит нас, мы будем помнить, что это не Бог отдалился от нас, а мы сами грехами своими отдаляемся от Него, но Он будет с нами всегда и везде до скончания века. Аминь.