Гипотезы о географии последних путешествий апостола
На основании этих указаний, в связи со свидетельством св. Климента Римского, мы имеем возможность утверждать, что Павел продолжал свои благовестнические труды. Опираясь на св. Климента, мы можем говорить о его путешествии в Испанию. Из данных Нового Завета вытекает, что он был на Крите (ср. Тит.1:5), в Никополе (Тит.3:12), Ефесе и Македонии (1Тим.1:3), может быть, и в других местах. Как в своё время будет показано, из Евр. 13:19–23 вытекает желание Павла посетить в это время и Иерусалим. Это предположение апостола, по всем данным, осталось неисполненным. Но упоминание Троады и Милета в 2Тим. (ср. 2Тим.4:13, 20) никак не может относиться к третьему путешествию ап. Павла. А в Галатии 2Тим.4:10 некоторые толкователи видели ещё в древности Галлию. Это мнение, имеющее защитников и в наше время, может быть оправдываемо как разночтением Γαλλίαν, которое встречается в некоторых рукописях, так и тем, что греческие писатели Галлию нередко называли Галатией. В таком случае представляется возможным допустить, что ап. Павел посетил Галлию на пути в Испанию и что его дело продолжал Крискент, который в местном галльском предании и считается апостолом Галлии. Нельзя не признать, что не только это заключение, но и другие указания лишены желательной точности и не позволяют воспроизвести передвижения ап. Павла в последовательной смене мест. Даже указание Никополя в Тит.3:12 ставит нас перед вопросом, какой Никополь имеется в виду. Один Никополь был известен во Фракии, другой – в Эпире, третий – в Киликии. У древних писателей встречаются упоминания и других городов с этим именем. В зависимости от того, к какому Никополю относится указание Тит.3:12, видоизменяется и наше суждение о направлении последних миссионерских путешествий ап. Павла.