География пути
Какие части Палестины прошел Господь во время Своего пути? О прохождении Его через Перею свидетельствуют, как мы видели, первые два синоптика (Мф.19:1; Мк.10:1). В Лк. в параллельном отрывке Перея не упоминается. Сопоставление Лк. с первыми двумя синоптиками позволяет относить к Перее часть эпизодов, составляющих содержание гл. 18 (Лк.18:18–30). При условии однократного пути прохождением через Перею исключается путь через Самарию. В Лк. повествование о пути открывается эпизодом Лк.9:51–56. Самарянское селение, куда Господь перед Своим лицом отправил вестников для приготовления пути, отказалось Его принять, потому что жители увидели в Нем паломника. Случай не был исключительным. Будучи враждебны иудеям (Ин.4:9), самаряне чинили препятствия иудейским паломникам, проходившим через Самарию. Господь останавливает гнев Иакова и Иоанна19 и направляет путь «в другое селение». Из того, что только что было сказано, с несомненностью вытекает, что «другое селение» (ἑτέρα κώμη) не было самарянское, иначе говоря, отказ самарянского селения побудил Господа изменить первоначальное намерение и отступить от намеченного маршрута. За исключением южной части Самарии, где благовестие Христово было с любовью принято в начале галилейского периода Его служения (Ин.4), Самария, как целое, оказалась не затронутой Его проповедью. Распространение христианства в Самарии совершилось в начале апостольского века трудами Филиппа, одного из Семи (Деян.8), после убиения Стефана. Большую часть эпизодов, принадлежащих в Лк. к повествованию о пути, надо относить к прохождению Господа через города и села Галилеи. Это вытекает из таких указаний, как Лк.13:32–33 (область Ирода, тетрарха Галилеи) и Лк.17:11 (путь между Самарией и Галилеей, по всей вероятности, на территории Галилеи по направлению к Иордану, т. е. с запада на восток). К Галилее, в частности, к Капернауму, представляется возможным отнести большой отрывок Лк.11:14–13:9. Отрывок составляет одно целое, но не содержит указании места и времени. Тем не менее вступительный эпизод, исцеление бесноватого, приписываемое недоброжелателями силе веельзевула, князя бесовского (Лк.11:14, 15 и сл.), возвращая нас к нареканиям книжников (Мк.3:22: «А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя» и сл.), дает исходные точки для локализации отрывка. В контексте Мк. (ср. Мк.1:21, 23, 2:1; должно быть, 3:1) нарекания книжников должны были иметь место в Капернауме. Как уже было указано, пребывание Господа в Капернауме после исповедания Петра и Преображения, упоминаемое в Мф. (Мф.17:24 и сл.) и Мк. (Мк.9:33 и сл.), может относиться к пути. Что путь Христов лежал через Капернаум, косвенно подтверждается и пророческим обличением (Лк.10:15). Наряду с Капернаумом обличаются и другие непокорные города (см. весь отрывок Лк.10:10–15). Обличение городов составляет часть наставлений Семидесяти, которых Господь в начале пути нарочито поставляет и посылает «пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10:1). Обличение предполагает отвержение Семидесяти в галилейских городах. Иначе говоря, миссия Семидесяти должна была захватить и галилейские города, во всяком случае, некоторые. Но Семьдесят предваряли путь Христов, надо думать, так же точно, как те вестники, которые были отправлены Господом в самарянское селение. Пророческое обличение может относиться к противлению галилейских городов не только благовестию Семидесяти, но и слову Самого Господа на Его пути в Иерусалим. Этот путь начинался в Галилее. В основном топография пути ясна: начинаясь в Галилее и минуя Самарию, он приводил Господа в Иудею Заиорданской страной.