Проповеди на праздники:


Евангельские и внебиблейские свидетельства о Пилате

Нужно признать, что первое впечатление, которое производит на нас образ Пилата в Евангелии, скорее симпатичное. Евангелисты подчеркивают настойчивое желание Пилата отпустить Иисуса. Может быть, он, действительно, испытывал невольную симпатию к Иисусу. Во всяком случае, в планы евангелистов входило эту симпатию оттенить. Расположение Пилата заставляло яснее проступать непреклонную вражду членов Синедриона. С другой стороны, с распространением христианства в Римской империи, авторитетным представителям Церкви было небезразлично подчеркнуть, что официальный носитель римской власти был убеждён в политической лояльности Иисуса. Эта апологетическая забота, может быть, особенно чувствуется в Лк., где простое сопоставление текстов Лк.23:2 и Лк.20:20–26 должно показать читателям всю необоснованность политического обвинения. Апологетическая забота Луки сквозит и в Деян. В Мф. (Мф.27:19) упоминается жена Пилата: много пострадав за Иисуса во сне, она старается предостеречь Пилата против неправедного приговора в тот самый момент, когда он вершит суд. Предание разукрасило её образ и даже сохранило её имя: Клавдия Прокула (или Прокла). Древние писатели говорили о её обращении в христианство. Ни одно из этих утверждений не может быть доказано. Интересно, что уже в Евангелии известная симпатия к Пилату распространяется даже на его жену. Между тем духовный облик Пилата отмечен отрицательными чертами, которые проступают при внимательном чтении и в евангельском повествовании.

Пилат был суровый и беспощадный правитель. Об этом свидетельствуют внехристианские источники, которые получают подтверждение и в Лк.: Господь во время Своего пути из Галилеи в Иерусалим был осведомлен о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами (ср. Лк.13:1) У него было чувство права и несомненный государственный инстинкт. Это вытекает из его повторных попыток освободить Иисуса, в невинности Которого он был убеждён. Но чувство права не покоилось у Пилата на твердом моральном основании. В глубине своего существа он был скептик и оппортунист. Когда Иисус ему сказал, что Он пришёл в мир свидетельствовать об истине, Пилат Ему ответил: «Что есть истина?» (Ин.18:38). Этим ответом он показал, что для него не существовало абсолютной истины. Его согласие – против совести – послать Иисуса на смерть выражало то же отношение к объективным ценностям. При этом необходимо иметь в виду, что своим положением Пилат был обязан покровительству Сеяна, фаворита императора Тиверия. Но к тому времени, когда на суд Пилата привели Иисуса, Сеян подвергся опале, и тем самым Пилат потерял ту точку опоры, которую он имел в Риме. В случае поступления доноса на Пилата ему не на кого было опереться.


Проповеди на праздники:

Наверх