Евангелие от Марка. Место и время написания
Многие древние писатели, хотя и не все, считают Мк. написанным в Риме. Правильность этого мнения доказывается изучением Евангелия. Хотя оно и было написано по-гречески, но его греческий язык пестрит латинизмами. Как известно, греческий язык, общераспространённый в новозаветную эпоху, отличался в разных частях Средиземноморского бассейна своими местными особенностями. Латинизмы в Мк. говорят о его западном происхождении. Интересно, что Симон Киринеянин, несший крест Иисуса (Мф.27:32; Лк.23:26), только в Мк. (Мк.15:21) определяется как отец Александров и Руфов. Естественно думать, что сыновья Симона были известны читателям Евангелия. Из Рим.16:13 мы вправе заключить, что один из них, Руф, был членом Римской Церкви. Вывод напрашивается: первые читатели Мк. были римские христиане. Этот вывод получает косвенное подтверждение в 1Пет. Как уже было отмечено, ап. Петр посылает привет не только от Церкви «в Вавилоне», но и от Марка, которого он называет своим сыном (1Пет.5:13). Марк был вместе с Петром в Вавилоне, т.е. в Риме. Мы помним, что его вызвал в Рим Павел, чувствовавший приближение смерти (ср. 2Тим.4:11). После смерти Павла и по прибытии Петра он мог соединиться с ним в общей работе. Изложенные соображения делают в высшей степени вероятным составление Мк. в Риме. Но для точных хронологических выводов они не дают основания. Ясно, что Мк. не могло быть написано ранее прибытия ап. Петра в Рим, т.е. ранее 64 г. Можно думать, что оно было составлено и не позже 70 г., поскольку в нём, так же точно, как и в Мф., не проводится четкого различия между национальной катастрофой иудейства и эсхатологическим свершением. По сведениям священномученика Иринея Лионского (ср. Евсевий, Ц. и. V, 8, 2), знавшего Мк. тоже как запись проповеди ап. Петра, сделанную его переводчиком, эта работа была им выполнена по «исходе» Петра и Павла. Общее словоупотребление эпохи заставляет понимать «исход» (ἔξοδος) в смысле исхода из этой жизни, т.е. в смысле смерти (ср. Лк.9:31; 2Пет.1:15 и др.). При таком понимании свидетельства Иринея, Мк. было составлено после 67 или даже 68 г. Интересно, что из свидетельства Иринея, в том общем контексте, в котором оно до нас дошло, вытекает, что он считал Мк. написанным после Мф.