Проповеди на праздники:


Эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии

Возможно, что к этому же времени относится случай с женой, взятой в прелюбодеянии и приведённой к Господу (Ин.8:1–11). В науке не существует сомнения в том, что весь отрывок Ин.7:53–8:11, отсутствующий почти во всех древних рукописях и не известный древним восточным толкователям, не составлял изначальной части Ин. Встречаются рукописи Нового Завета (тоже поздние), в которых этот отрывок помещается в Лк. или в Мк., но его обычное место – в Ин. Возможно, что оно объясняется контекстом. Грех женщины был грех плоти. К Господу её привели фарисеи и книжники (Ин.8:3), и в начале Своей речи, следующей непосредственно за пререкаемым отрывком, Господь говорит фарисеям (ср. Ин.8:13–14): «Вы судите по плоти, Я не сужу никого» (Ин.8:15). Господь не осудил грешницу. Но, очень возможно, что за отрывком укрепилось его теперешнее место в Ин. и потому, что эпизод, несомненно исторический, относится по времени к посещению Господом Иерусалима в начале пути. Это могло быть известно носителям церковного предания, к которым и восходит текст Ин. в его теперешнем составе. При таком решении текстуальной проблемы провокационный вопрос книжников и фарисеев был бы дальнейшим проявлением того нарастающего конфликта, которым отмечено пребывание Господа в Иерусалиме. Книжники и фарисеи поставили Господа перед альтернативою: или высказаться против Моисея (Ин.8:5), или произнести приговор, на который Он не имел формального права. Господь избрал третью – противниками не предусмотренную – возможность: Он перенес решение вопроса в плоскость моральных оценок и отношений (Ин.8:7 и сл.). Он так же поступит и впоследствии, когда – тоже в Иерусалиме, но уже накануне Страстей, – Его противники поставят Ему провокационный вопрос о подати кесарю (Лк.20:20–26 и парал.).


Проповеди на праздники:

Наверх