В доме Симона прокаженного
Великая Среда (икона) Прп. Никиты (икона) исп., игумена...undefined >>

Егда же приидет утешитель... той свидетельствует о мне

Господь Иисус показал ученикам Своим, что ненависть, какою встретит их мир, составляет славу для них, как верных последователей Его. Утешение подлинно высокое! Но в том положении, в каком находились тогда ученики, это утешение не казалось им достаточным. Они могли говорить и, конечно, в сердце говорили: если иудеи не слушали Господа нашего, чтó может сделать проповедь наша! В ответ на это Господь указывает: а) кто будет действовать, чтобы учение Его принесло свой плод (Ин.15:26–27), и б) чтобы при встрече с близкими искушениями они не поколебались самою нечаянностию их, изобразил в точном виде, до чего прострется ненависть мира против них (Ин.16:1–4).

Егда же приидет Утешитель, Его же Aз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Ин.15:26).

Слова в высшей степени важные! О ком говорит Спаситель?

Тот, о Ком говорил Спаситель, есть Утешитель Дух. Два раза пред тем упоминал о Нем Спаситель и в оба раза показывает в Нем лице Божественное. Значит – личность Его несомненна.

Какиe личные черты Его показываются здесь? Спаситель говорит: Его же Аз послю вам от Отца. В послании Духа Святаго, без сомнения, указуется Он, как Лицо; но самое послание не таково, чтобы относилось к вечной сущности Духа. Для Божества нет времени будущего или прошедшего, тогда как Спасатель говорит о Духе: Его же послю. Бог-Сын пошлет Святаго Духа, потому что приобретает право на то Своими заслугами крестными. «Он, быв вознесен Десницею Божиею и приняв от Отца обещаннаго Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Так говорил Апостол Петр иудеям, изъясняя им дивное явление Духа в день Пятьдесятницы (Деян. 2:33). Итак, послание Духа Сыном означает послание временное, то, которое было по Вознесении Спасителя на небо.

Дух истины, Иже от Отца исходит. Что значит исходит? То же ли это, что посылается? Нет: ибо а) иначе было бы в словах Спасителя тождесловие, тогда как видно восхождение к более важной мысли; б) прежде сказано послю, теперь говорится – исходит: разность времени указывает на разность действия; первое говорит об Утешителе, последнее о Духе; сколько первое, как выражение временного положения, прилично Утешителю, Тому, Кто самым именем показывает Свое отношение к людям, столько второе – исходит – прилично Духу Святому как вечному, изображая всегдашнее отношение Его к Отцу. Таким образом, в словах: Иже от Отца исходит, выражается личное свойство Бога – Духа Святаго, и личное свойство показывается нам в Духе Cвятом то, что Он от Отца исходит. Так понимали слова Спасителя все отцы Церкви. В прежнее время учители Запада, в защиту измышленного Западом учения о происхождении Духа Святаго от Отца и Сына, указывали на слова Спасителя: Его же послю вам от Отца. Теперь учители Запада признают несправедливым такое толкование слов Спасителя; теперь все повторяют, что здесь говорится о временном послании Духа Святаго Сыном Божиим. Но в настоящее время употребляют другой оборот в защиту своего учения. Говорят: «в словах: Иже от Отца исходит, показывается вечное исхождение Духа Святаго, но не исключительно исхождение Его от одного Отца». Откуда же знают об этом? Откуда же знают, что Дух Святый исходит не от одного Отца? Где говорится, что Дух Святый исходит и от Сына? Нигде. Известно, что рассматриваемые нами слова Спасителя суть единственные слова откровения Божия, где говорится о вечном исхождении Духа Святаго. Другие места, где только говорится об отношении Духа Святаго к Богу-Отцу или Богу-Сыну, говорят о временном Его отношении к сим лицам Святыя Троицы. Ясно, что западному мудрованию нет никакого оправдания в слове Божием.

Той свидетельствует о Мне. Кто будет свидетельствовать об Иисусе Христе? Утешитель – Дух истины. Итак, нет сомнения, что все сказанное Сыном о мире, об Отце, о временной и вечной участи людей, будет оправдано новым Свидетелем, и если, кроме истины, ничего не слышали от Сына, то и Тот, Кто будет послан вместо Сына от Бога-Отца, будет верным Свидетелем истины. Сей Свидетель есть Тот Дух, Который исходит от Отца. Ясно, что все известно Ему, как Богу; Он всесилен, так как Он есть Бог. Следовательно, никакие враги истины не устоят против Него, – никакое могущество мира не в силах остановить дело Его. И сердца людей в Его власти, и вселенная – исполнитель воли Его. В день Пятидесятницы мир увидел исполнение сего обещания Спасителева. Тогда многие из тех самых, которые с таким упорством преследовали Христа Иисуса и возвели Его на крест, в сокрушении сердца признали в Нем Спасителя и Господа своего. По опытам действий Духа Утешителя видим, что свидетельствование Его состоит частию в незримом просвещении сердца светом истины, частию же в видимых чудесах и знамениях, славных для имени Христова.

И вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте (Ин.15:27). За Христа Иисуса есть свидетели на небе и на земле. Апостолы были с Господом Иисусом с самoго начала Его служения человеческому роду; они видели, слышали, осязали, что совершал Господь между иудеями (1Ин. 1:1), видели чудеса, слышали учение Его, знали святую жизнь Его (Деян. 1:1, 8, 20, 22; Марк. 1:1). Потому были такими свидетелями об Иисусе, достовернее которых желать нельзя. Еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом и руки наша осязаша, о Словеси животнем поведаем вам (1Ин. 1:1–3), говорили Апостолы миру. Так, свидетельство их сильно было уже и потому, что они были вполне достоверные свидетели. Поскольку же они действовали под влиянием Духа истины, были исполнены им в такой степени, в какой не был исполнен ни один Пророк, то свидетельство их столько же было верно истине, сколько могущественно по Божественной силе своей. Таким образом, чтобы быть верным свидетелем о Христе Иисусе, для того надобно учиться не мудрости плотской, а писаниям откровения Божия и упражняться в делах жизни христианской (Кол. 2:8).

Сия глаголах вам, да не соблазнитеся (Ин.16:1).

Сия глаголах вам: это относится к предсказанию о ненависти мира и к обещанию Духа Утешителя (Ин.15:18–27). О том и другом нужно было сказать в предостережение слабых учеников от соблазна: да не соблазнитеся. Соблазн для Апостолов состоял в опасности потерять веру в Иисуса Христа (Мф. 13:21, 24:9–10). Они в тогдашнем положении не думали, что придется им встретиться с сильною злобою мира; они ожидали совсем другого от Мессии – ожидали видимого царства, могущества, славы, покоя. Поскольку же чем неожиданнее бедствие, тем оно сильнее поражает, тем легче ставит душу вблизи греха, то вера слабых учеников его могла бы сильно поколебаться при встрече с неожиданною ненавистию мира, если бы Господь не показал им наперед, чтó ожидает их со стороны мира. Не видим ли и ныне, что те, которые ожидают от христианства только радостей и покоя, которые любят Христа только за утешения Его, при встрече с скорбями падают духом? (Лк. 8:13)

От сонмищ ижденут вы. Но приидет час, да всяк, иже убиет вы, возмнится службу приносити Богу (Ин.16:2).

Чтобы не только оградить веру слабых учеников от соблазна, но дать вере их верное доказательство своего Божественного Всеведения, Господь присовокупляет точное известие о том, в каких действиях выразится ненависть мира против них. Он говорит: выгонят вас из сонмищ, как людей нетерпимых. На это указывал Спаситель и прежде, когда говорил: блажени будете, егда разлучат вы, т.е. отлучат вас от общества, и пронесут имя ваше, яко зло (Лк. 6:22). Теперь это сказано яснее. И предсказание исполнилось с точностию (Деян. 6:13, 7:56, 8:1, 9:1, 23:12; Рим. 10:2–3). Ненависть мира не остановится на этом. Она не только выгонит из общества, но убиет вы, – и, убивая, возмнится службу приносити Богу. Если язычники гонением против христиан думали угождать Божеству и смерть их считали жертвою небу, это еще не столько странно, при незнакомстве их с откровенным учением об истинном богослужении. Но такова была слепота и иудеев, что они, зная закон Божий, который признавал гнусностию приношения людей в жертву, по слепой ревности считали смерть христиан примирительною жертвою26 – и во имя Бога Израилева предавали христиан огню и мечу. Странно это верование людей! Но какое влияние оно могло иметь на сердца людей! Если самые начальства за проповедь о Христе не только изгоняют проповедников из общества, но осуждают их на смерть и объявляют смерть эту жертвою, угодною Божеству, т.е. не только убивают тело, но хотят убить душу, хотят лишить ее всякого утешения совести, всякого нравственного убеждения в правоте своего дела: какая это тяжкая кара! Сколько надобно иметь твердости духа, чтобы оставаться притом верным исповедником имени Христова! Положение тяжелое для искушаемых и очень опасное для тех, которые заставляют других страдать! – Да сохранит Бог всякого от слепой ревности. Апостол, вразумляя евреев в ошибочной их ревности, писал: свидетельствую 6о им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10:2).

И сия сотворят вам, яко не познаша Отца, ни Мене (Ин.16:3).

Спаситель открывает и источник ненависти к последователям Его. Как ненависть против Иисуса была плодом того, что не знали Отца, действовавшего в Сыне (Ин.15:21), так и ненависть против последователей Христовых будет действовать слепо, не зная ни Отца, ни Господа Иисуса. Потому несчастны не гонимые, а гонители; первым гонение должно служить утешением, как гонение за великое имя Господа Иисуса; гонители же жалки, потому что не знают Того, Кого знать так нужно для вечного спасения. Впрочем, гонители не равно виновны по разности внешних обстоятельств и расположений душевных. Савл – гонитель христиан, по ревности и по неведению – помилован был, а Каиафа осужден. Для верных во всяком случае остается обязанностию вместе с Стефаном молиться за омраченных, которые не ведят, что творят.

Но сия глаголах вам, да егда приидет час, воспомянете сия, яко Аз Рех вам. Сих же вам исперва не рех, яко с вами бех (Ин.16:4).

Воспоминание о предсказании Спасителя относительно гонений должно было служить последователям Христовым светлою звездою во время мрака гонений; оно должно было утешать их, подкреплять их в вере, одушевлять их мужеством и твердостию. Спаситель присовокупляет: сих же исперва не рех, яко с вами бех. Хотя и прежде говорил Он о ненависти, которую должны были встретить против себя исповедники имени Его (Матф. 5:10–12, 10:21–28, 16:24–25; Лук. 6:22), но так ясно, так подробно и в такой силе Он еще не изображал гонений мира, как теперь изобразил. Дотоле не говорил Он с такою подробностию о причинах ненависти мира против Него и Его учеников. Не говорил о том, что облекут ненависть свою покровом служения Богу. Не указывал, когда откроется эта ненависть. С предсказанием о ненависти мира не соединял обещания Духа Утешителя. И все это потому, что личное присутствие Его с учениками ограждало их от искушений, и потому не было нужды говорить о них, тем более что гонения мира должны были открыться с особенною силою только по возвращении Христа на небо.

Несомненно для нас заступление Божие, слушатели мои. Как бы ни велика была немощь наша, как бы ни сильна была вражда мира против нас, Дух Утешитель – с нами. Его сила всемощна, Его помощь верна. Аминь.

Наверх