Ефес и Рим – центры церковной жизни конца I в.
Если жизнь выдвигала новые темы и требовала их обсуждения, то основные линии церковного развития были предопределены в предыдущую эпоху. Прежде всего, те два центра, около которых сосредоточилась церковная жизнь в конце I в., возникли до шестидесятых годов. Начало Ефесской Церкви относится к первой половине пятидесятых годов. Павел основал её при возвращении из своего второго путешествия (Деян.18:19 и сл.) и посвятил ей главное внимание во время своего третьего путешествия (Деян.19–20). То значение, которое закрепилось за Ефесской Церковью, подтверждается фактом Еф. и тем, что в последние годы своего служения ап. Павел отправил своего возлюбленного ученика Тимофея, в лице которого готовил себе преемника, прежде всего в Еф. Что касается Римской Церкви, то, как было в своё время указано, она была основана даже ранее Ефесской Церкви и, переживши административные меры Клавдия, очень скоро достигла высокой степени духовного процветания. Мы это вывели из Рим., отправленного ап. Павлом в конце его третьего путешествия. Во время двухлетних уз ап. Павла Римская Церковь была центром его деятельности. Оттуда он отправил четыре Послания из уз. Оттуда, при его ближайшем участии, было отправлено Евр. Вполне возможно, что оттуда же он ходил со словом благовестия в Испанию. Наконец, в Риме, в новых узах, ап. Павел написал и своё последнее Послание: Второе к Тимофею. В Риме он и пострадал за Христа. Эти две Церкви, Римская и Ефесская, и были главными центрами христианского мира в течение четвёртого периода истории апостольского века.