Единство при разнообразии. (Речь при открытии в Москве Аксаковского литературного и политического Общества, 30 ноября 1907 года.)

Единство при разнообразии. (Речь при открытии в Москве Аксаковского литературного и политического Общества, 30 ноября 1907 года.)

Не скроем, открытие нового русского патриотического кружка имени И.С. Аксакова вызвало немало толков, недоразумений и даже некоторого недовольства среди московских патриотов. Одни находят это новое учреждение, по крайней мере, бесполезным и излишним; другие готовы опасаться, как бы его открытие не внесло какого-либо разъединения и взаимной розни в среде довольно многочисленных московских патриотических кружков, в существе своём совершенно единомышленных и доселе, слава Богу, столь дружных и согласных. Находят, что деятели нового Аксаковского Общества могли бы с удобством и беспрепятственно осуществлять свои намерения и желания в существующих уже и действующих кружках и союзах.

Указав с полной откровенностью и определённо на все эти возражения и недоразумения, я почитаю долгом своего звания и положения сказать по поводу их несколько слов к успокоению и в утешение наших смущённых добрых, уважаемых и многолюбимых единомышленников и друзей.

Думается, радоваться нам нужно всякому новому доброму начинанию, – и только радоваться. При апостолах случалось, что рядом с ними проповедали о Христе другие, и проповедали даже по недостойным побуждениям. Как к ним относились апостолы? В словах святого апостола Павла, которые служат ответом на этот вопрос, мы найдём черты жизни, как бы прямо взятые из нашего времени:

"Узы мои о Христе, – пишет апостол к Филиппийцам, – сделались известными всей претории и всем прочим... И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедать слово Божие" (Флп. 1:13-14).

Не вспоминаются ли нам при этих словах протекшие три года? Гонения на нас, русских православных людей, узы наши и страдания, мужество многих из нас разве не произвели влияния на все претории? Разве не ободрили они слабых и боязливых? Разве не увеличили числа проповедующих наше православно-русское исповедание?

Но послушаем далее апостола: "Некоторые, правда, по зависти и любопрению, проповедуют Христа нечисто, думая увеличить тяжесть уз моих, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Но что до того? – говорит апостол: – как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться" (Флп. 1:15-18).

Если же так, то можно ли не радоваться возникновению нового литературного и политического общества, о котором никоим образом нельзя сказать, что оно проповедует что-либо «нечисто», ибо оно «имеет целью способствовать уяснению русских духовно-нравственных, национальных, политических и экономических начал на русских исторических основах в духе Христовой веры и русской государственности, занимается (кроме выяснения положительных основ православно-русского исповедания) устной и печатной борьбой со всякими враждебными русскому народному духу, вере, законности и порядку течениями», а своими почётными членами избирает лиц «особо выдающихся, как патриотов, в литературе, общественной и государственной деятельности?» (§§ 1, 2 и 6 устава).

Как бы ни прекрасен был цветок, он составляет красивый букет не один, но с другими цветами вместе.

И картина становится законченной и художественной, когда она не однотонна, а представляет сочетание различных цветов и красок, с самыми тонкими и разнообразными оттенками.

В деле нашем применимо это сравнение, будет ли оно касаться идей, или даже лиц. Пусть будет одно и совершенно совпадающее исповедание; это не исключает ни возможности, ни пользы различия лиц, служащих ему: каждый будет работать в сродной ему области и доступными ему силами и способами, каждый будет вносить в дело свою индивидуальность. Лишь бы истина была единой; лишь бы она познавалась и распространялась любовью, а не злобой: «гнев бо мужа правды Божьей не соделывает»... (Иак. 1:20). Лишь бы царило в нас «любодружное и благое единство, спешное во изящных». И об этом именно молит апостол после того, как упомянул о проповеди Христа другими проповедниками: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, – то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны, ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 4:1-3). Терпяще друг другу любовию, честию друг друга больша творяще – золотые заветы. Записка об открытии вновь открываемого Общества именно и указывает эти вечные нравственно-христианские основы для предстоящей Обществу деятельности. Она заслуживает того, чтобы привести её главную часть буквально.

«Русское общество за последнее время раскололось на партии и кружки и до такой степени заболело политическим сектантством и нетерпимостью, что всякий обмен мнений, всякая проверка чужих взглядов, а с тем вместе и всякое искание правды и движение вперёд совершенно прекратились. Каждое направление, обособившись, вращается в узеньком кругу партийных взглядов и формул, топчется на месте; отдельные же группы только подогревают себя, невольно всё более распложая ненависть к разномыслящим и совершенно останавливая, если не разрушая, умственную жизнь в стране.

Аксаковское литературно-политическое Общество является первой попыткой создать совершенно нейтральную почву для независимого, честного и свободного обмена мнений на почве нелицемерной любви к родине, братства людей во Христе, сознания принадлежности к великой славянской семье, уважения к мнению и снисхождения к заблуждению противника.

Отсюда первая задача руководителей Общества! допуская всестороннее и свободное обсуждение всяких политических, общественных и литературных вопросов, не позволять ни малейшей резкости, останавливать всякое проявление партийного раздражения, твёрдой рукой поддерживать уважение к чужой мысли и вместе с тем уважение к собранию, объединённому только высоким патриотизмом, духом истинной свободы и смиренным исканием истины, познаваемой единственно взаимной любовью».

Мы глубоко и непоколебимо уверены, что, при полной убеждённости нашей в православно-русских началах, нам не страшны никакие возражения. Мы уверены, что велика истина, и она превозможет. Мы уверены, что при усердии работы заслуга Общества может быть великой.

Больше того: нам думается, что, в духе и силе заветов основоположников нашего славянофильства, оно внесёт в дело выяснения, укрепления и защиты наших русских духовных сокровищ – православно-христианской церковности и государственности – нечто новое и в высокой степени ценное.

Позвольте выяснить мысль путём сравнения. Припомним и воспроизведём вкратце воззрения А.С. Хомякова на положение православного богословия в отношении его к западным инославным исповеданиям. Он видел, что наши богословы пользуются чужим арсеналом, и оттого малоуспешны: против католиков они борются оружием протестантства, против протестантов – доводами католиков. Станьте, приглашал он, станьте на высоту православной вселенской истины, для Запада и непонятную, и недоступную, а нам родную и исполненную силы: и вы увидите, что и католичество и протестантство – это одно и то же, явления одного и того же порядка, произведение одного и того же духа рационализма и гордыни, как пережитков древне-языческого мира; то и другое сразу падает при свете православно-церковной истины, верной апостольским и святоотеческим заветам. Вы сильны и могучи, как бы так говорил он, а сами не умеете пользоваться своей силой.

Не то же ли явление наблюдаем мы теперь и в области политической жизни? Пред нами возникли одна за другой различные политические партии и, ведомые самыми разнообразными побуждениями, сталкиваясь одна с другой, оглушают нас шумом взаимной брани. За интересами партий не видно и не слышно ни голоса христианской совести, ни интересов родины. Всё заполнил интерес личный и партийный. В этот водоворот вовлечены и настоящие русские православные люди, искони бывшие на Руси продолжатели и преемники творческой и охранительной работы великих минувших поколений, завещавших нам обширнейшее в мире царство, великий народ с необъятными мировыми задачами. Верные Богу и православной Церкви; верные Царю с Его освящённой в Церкви и в священном помазании властью, ограниченному пред Богом и Его законом и неограниченному никакими временными, условными, измышлёнными и исшедшими от оземленившихся людей узами и путами; верные своему народу и своему русскому царству, как Богоданной среде жизненного христианского подвига и поприщу применения и насаждения начал царства Божия, – они вынуждены были у себя в России отстаивать право на своё существование и отражать натиск чуждых и враждебных воззрений, проповедуемых различными нерусскими политическими партиями. И вот, естественно было произойти тому самому явлению, которое некогда А.С. Хомяков так верно отметил у православных русских богословов: сторонники исконных русских начал иногда стали защищать свои воззрения теми самыми приёмами, орудиями и способами и, главное, теми началами права, а не правды, которые мы видим у политических партий Запада. Юридическое начало в таком случае может возобладать над нравственным, и может повториться древнее законничество, по которому – человек для субботы, а не суббота для человека. В духе и силе основоположников славянофильства и нам надлежит сказать русским людям: Станьте на высоту ваших чистых православно-русских воззрений! Тогда вы не будете брать у одной партии оружие против другой, вы найдёте его у себя, и притом такое, которое сразу побеждает все враждебные и нерусские партии. Тогда вы увидите, например, что, начиная от октябристов и далее до самых крайних и озверелых революционеров, эти партии вовсе не различны и не враждебны между собой по внутренней сущности, Они – одно и то же. Они все пьяны, все отравлены одним алкоголем, только в виде различных напитков, – от простой водки до утончённого вина. Они все – воры и расхитители Божьего достояния, только крадут разные вещи. Они все – едино, едино в том древнем богоборном движении, что разделило всё человечество во всей его истории на два вечно враждебных лагеря, из которых в одном: вера, смирение, служение духу, искание правды, приуготовление к вечности и оценка всего сущего в свете долга и совести; в другом: неверие, гордыня, служение плоти и отсюда измерение всех сторон и интересов человеческой жизни только началами выгоды и удовольствия, точкой зрения только посюстороннего бытия. Из этой последней низменной, только прикрытой высокими фразами и замаскированной высокими побуждениями, теории вытекают идея народовластия, конституционализм, парламентаризм, социализм и анархия, – явления глубоко по природе сродные и явно языческого характера по своей материалистической основе. Только православно-русская точка зрения даёт нам возможность стать на ту высоту, с которой видны всё пути и извития нечестивой и богоборной мысли и жизни. Для разъяснения такой именно точки зрения, думается нам, и должно поработать открываемое ныне Общество орудием вдумчивой и научно обоснованной мысли. Тогда оно будет достойно того имени, которым оно украшено, по мысли и желанию его учредителей.

Призываем Божие вседействующее благословение на благородные намерения и деятельность нового нашего Общества! Прошу его принять от меня в дар и благословение этот образ Святителя Иоанна Богослова, апостола любви и носителя христианского разума, – разума, облагодатствованного и просветлённого высшим озарением.

Это небесный покровитель благородного глашатая русско-православного исповедания Ивана Сергеевича Аксакова. Напоминая нам об этом великом русском человеке, святая икона пусть напоминает нам и о том духе любви и разума, в коем да совершится и да совершается делание открываемого ныне молитвой нового религиозно-патриотического Общества!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх