Единение в Церкви. 1904 г.
Евангельское чтение предложило нашему вниманию священный рассказ о исцелении Спасителем слуги сотника Капернаумского. Великую, редкую похвалу воздал Спаситель этому сотнику и, очевидно, в этой похвале и заключается главное нравственное поучение предложенного нам чтения. Вдумаемся же и всмотримся в евангельский образ, извлечем для себя отсюда нравственный урок и вывод. Этот образ поражает своею определенностью и цельностью. Мало о нем сказано в Евангелии, но из этого малого совершенно ясно вырисовывается образ человека, в духовном отношении совершенно созревшего. Вера, любовь и смирение - вот истинные черты его духа.
Велика его вера, велика и мужественна. Он, сотник римский, начальник стражи, живет среди народа еврейского, к которому иные в его положении относились только с презрением. Но он духовно сжился с этим народом, прозрел в истину исповедуемого им богопочтения и богоугождения, сделался прозелитом не на словах, не в душе только, но и самым делом, ибо выстроил для города синагогу. Видимо, он уразумел лучше даже многих израильтян и самую сущность богооткровенного ветхозаветного закона: ожидая Спасителя, стремился к Нему всем существом и узнал Его, пришедшего. Он, невзирая на неверие книжников и фарисеев и авторитетных руководителей религиозной жизни народа, с которым он слился воедино по своим верованиям, узнает Спасителя, верует в Него, обращается к Нему всенародно с просьбою, в которой звучит такая глубина веры: «Господи, отрок мой лежит в дому люте страждет: но рцы токмо слово, и исцелеет отрок мой!» Слышите ли просьбу сотника? В ней сказалось истинное воспитание в законе Божием, в заповедях Моисеевых, в ней сказалось сердце, глубоко любящее. Не о себе, не о своих родных, - нет, за своего слугу просит сотник Господа Иисуса. Чтобы понять величие души сотника, нужно знать и ясно представить себе время, в которое он жил. Это было время господства рабства, это было время, когда личность человека ценилась ни во что, когда раба продавали наравне с домашними животными, когда рабов убивали и мясом их кормили животных в зверинце или рыб в садках, чтобы сделать мясо их вкуснее. Это было время, когда близость к рабу почиталась унижением, а жестокость считалась признаком благородства, силы воли и надлежащего поведения, достойного звания настоящего господина и человека. При таких-то условиях сотник Капернаума показывает нам пример истинно человеческого отношения к своему слуге и обращается о нем с мольбою к Спасителю.
И как смиренно он просит! Он считает себя недостойным принять Христа в дом. Он верит, глубоко верит, что стоит только Спасителю изречь слово - и исцелеет его отрок.
Вера, любовь и смирение наполняют все существо сотника, которая на все века является образцом этих чисто христианских добродетелей. Когда всмотришься в его образ, видишь и чувствуешь, что не напрасно он удостоился великой похвалы Спасителя.
Но есть в сотнике еще одна черта, на которую следует обратить внимание вам, наши слушатели.
Наше время есть время крайнего развития, так называемого, национализма и всяких племенных счетов. Сколько на этой почве вырастает несправедливости, злобы, подозрительности, сколько вырастает препятствий для христианского общения людей между собою! Сколько несправедливого преувеличения своих племенных достоинств и чужих племенных недостатков.
Братья! Во всяком языце делаяй правду пред Богом приятен Ему есть. Есть родство между людьми высшее, чем родство по крови и племени: союз духовный, религиозный, родство и единомыслие душ и сердец в Боге. Сотник таким именно союзом сродства с чуждым ему народом еврейским перешел чрез все препятствия и возможные насмешки, презрения соотечественников, и шел только к правде и свету, к которым стремилась душа его.
Пусть это послужит примером для нас, братья, в таком многоплеменном крае, как наш Кавказ. Вера Христова у нас одна, одна Православная Церковь, одна духовная сущность, - и ваша задача, народные учители, подчеркивать эту духовную сущность единую и неделимую. Только тогда наша духовная жизнь пойдет прямым и уверенным путем и приведет нас к тому, что Христос Спаситель назвал Царством Божиим, тем Царством, в которое призвал Он весь мир, все народы, дальних и ближних, дабы соделать из всех одно и устроить царствие Свое.
И царствию Его не будет конца. Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 372-374.