Единение России и Грузии. Речь на молебствии при открытие Кавказской юбилейной выставки сельского хозяйства и промышленности, 2 сентября 1901 г.
Единение России и Грузии24
Во имя Отца в Сына и Святого Духа. Аминь.
Мы стоим у порога великого и знаменательного праздника нашего края и открытием этой выставки предначинаем юбилейное торжество... Итак, в эти торжественные минуты да будут прежде всего повторены и устами, и сердцами нашими только что сказанные молитвенные слова благословения начала всякого доброго дела: Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Хваляйся о Господе да хвалится» (1Кор. 1:31). Так заповедует нам слово Божие. Да будет же благословен Господь, умаливший человека малым чем от ангелов, венчавший его славою и честию и мощи духа его покоривший природу (Пс. 8); эту победную мощь, это торжество человека над природой мы и видим прежде всего в собранных здесь на выставке разнообразных произведениях труда, знания и искусства человека. Да будет благословен Господь, сто лет назад призвавший на дружную и совместную жизнь и работу два родные по вере и духу народа – русский и грузинский и соединивший их неразрывными узами братства; плоды этого единения не только русских и грузин, но и тех народностей Кавказа в общей мирной культурной работе под охраною великой России мы также воочию видим на нашей юбилейной выставке.
Сто лет назад намечен и указан был Кавказу этот путь жизни словом приснопамятного Государя, возвестившего подданным о присоединении Грузии к России в знаменательном и вечно памятном для Кавказа манифесте 12-го сентября 1801 года: «Не для приращения сил, не для корысти, не для распространения пределов и без того обширнейшей в свете Империи приемлем Мы на Себя бремя управления царства Грузинского. Единое достоинство, единая честь и человечество налагают на Нас священный долг, вняв молению страждущих, в отвращение их скорбей, учредить в Грузии правление, которое могло бы утвердить правосудие, безопасность и каждому дать защиту закона». И вот, чрез сто лет мы видим теперь, что великодушное решение Царя и русского народа принесло больше, чем предполагалось: оно принесло не одно правосудие и защиту закона, но и расцвет просвещения и промышленности, успехи знаний и искусств и общий подъем во всех областях внутренней жизни края, как наглядно свидетельствует об этом наша выставка.
Чтоб иметь справедливую меру для оценки этих успехов, нужно считаться с условиями жизни нашего края, как о них говорит нам беспристрастная история. А история говорит нам, что появление России в пределах Закавказья на призыв изнемогавшей в геройской, но неравной борьбе Грузии не простили ей враги ее и Грузии, и много десятков лет раздавались здесь громы войны, жизнь текла в непрерывных бранных тревогах, много крови, много материальных средств и без того небогатой России, у которой были и свои неотложные дела и нужды, ушло на защиту Грузии и борьбу из-за нее, так что только вторая и притом далеко не полная половина истекшего столетия соединенной жизни России и Грузии могла быть всецело посвящена делу внутреннего упорядочения нашего края, его мирному и успешному культурному развитию. Нельзя не принимать этого во внимание при суждении о представляемой на выставке картине современной внутренней жизни Кавказа. Всего 37 лет прошло с тех пор, как закончилась совершенно геройская кавказская война при незабвенном для Кавказа Августейшем Наместнике Великом Князе Михаиле Николаевиче; еще меньше – всего 25 лет – прошло со времени русско-турецкой войны, когда подавлены были последние вспышки и восстания горцев против России, обеспечены были береговые границы Закавказья и оно приняло в территориальном отношении современный вид; в эти сравнительно недолгие протекшие после того мирные годы сколько сделано успехов во всех отраслях внутренней жизни Кавказа! Выставка наглядно покажет это и вместе с тем даст нам вразумительные и ясные уроки.
И прежде всего, как бы ни высоки были указанные успехи в развитии внутренней жизни нашего края за последние десятилетия мира и спокойствия, однако, не чувства гордыни и самодовольного превозношения они должны будить и питать в нас. Время должно не умалять, а увеличивать владычество человека над природой, дарованное ему Богом при самом сотворении, как неотъемлемое право и как царственное отличие среди прочих тварей мира; с каждым годом должны расширяться пределы этого владычества человека и успехи его в употреблении сил и тайн природы, как средства удовлетворения разнообразных его нужд и потребностей. Всякая гордыня, в какой бы сфере она ни была, несет с собою ограничение жизни и задержку в ее развитии: и самодовольное превозношение достигнутыми результатами в разнообразных областях жизни, представляемых выставкою, может послужить только к задержке этой жизни. Но выставка есть не только показатель того, что сделано, но и практический живой и наглядный урок народу и вместе с тем непременное поощрение дальнейшего роста производительности, как условие постепенного и правильного развития народного богатства, – этого важнейшего источника силы народной и государственного могущества.
Не отрицая за человеком права владычества над природою не как самодовлеющей цели, но как средства для развития и свободы человеческого духа, христианская Церковь указывает нам и условие, при котором единственно возможны и успехи в этом деле, и самое пользование достигнутыми успехами, ежедневно, за каждым богослужением учит она нас молиться о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, но вместе с тем она как бы с усиленною настойчивостью прибавляет сюда и моление о временах мирных... Путь злобы, вражды и взаимного недоверия еще никогда не давал положительных результатов в жизни. И прошлая история нашего края заповедует настоящему и будущему в этом отношении великие заветы. Смотря на картину жизни, представляемую нашей выставкой, вдумываясь в причины и условия успешного развития внутренней жизни нашего края, невольно вспоминаешь слова древнего царя-пророка, с горячею любовью отдававшегося заботам о благосостоянии своего народа: «Се что добро и что красно, но еже жити братии вкупе». «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на главе, стекающий на браду, браду Аарона, стекающий на края одежды его, – как роса Ермонская, сходящая на горы Сионския, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь до века» (Пс. 132).
«Жить братьям вместе!» Вот завет и народностям Кавказа, – завет мирной жизни, взаимного доверия, взаимной поддержки, объединения в мирном труде, – могучего внутреннего объединения при благодетельном объединении и внешнем под скипетром великого Русского Царя! И все прошлое нашего края и эта юбилейная наша выставка говорит нам яснее Божьего дня: все, что способствовало разъединению нашего края с Россией, губило его, и все, что способствовало миру, любви и доверию народностей Кавказа к России, было благодетельно для него и приносило великие плоды изумительно быстро.
Да будет же это и впредь основою жизни нашего края! Бог наш не есть Бог вражды и неустройства, но Бог мира (1Кор. 14:33); Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром (Пс. 28:11). Посему, послушные наставлениям слова Божия, будем хранить единение духа в союзе мира (Еф. 4:3), будем искать мира и стремиться к нему (1Петр. 3:11), будем держаться правды, любви и мира со всеми (2Тим. 2:22).
Более ста лет назад, когда между Россией и Грузией еще не было полного политического слияния, Императрица Екатерина II, в знак покровительства Грузии и благоволения к ее царю Ираклию, в честь его приказала приготовить особую медаль с надписью: «Вера и Верность». Вера и верность по отношению к России, действительно, спасли Грузию от полного порабощения злобными врагами и окончательной погибели и привели ее к полному слиянию с Россией. Теперь, по истечении столетия нашего народного единения, при виде этой расстилающейся перед нами на выставке картины мирной жизни и расцвета нашего края, смотря в грядущие века, ища для них основы будущего счастья и благоденствия на Кавказе, – к этим великим словам о вере и верности мы должны присоединить другие, не менее великие слова: взаимная любовь, благодатный мир и полное взаимное доверие народов Кавказа и великой России. Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений : В 5-ти т. / Протоиер. И. Восторгов. - Репр. изд. - СПб. : Цар. Дѣло, 1995-1998. / Т. 2. : Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1901-1905 гг.). – 1995. – 890 с. - (Серия "Духовное возрождение Отечества"). ISBN 5-7624-0002-6