Единение людей возможно только в Боге и Церкви. (Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице.1906 г.)

Единение людей возможно только в Боге и Церкви. (Поучение в неделю 8-ю по Пятидесятнице.1906 г.)

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:10).

В самый тяжкий час Своей жизни, отправляясь на Гефсиманское томление и последующую крестную смерть, в самый тяжкий час жизни, расставаясь с апостолами, Господь Иисус произносит великую первосвященническую молитву о верующих к Отцу Своему Небесному. О чём Он молит? Что более всего Он желает видеть в том малом стаде верующих, которому Бог благоизволил дать царство? В чём Он видит условие его процветания и силы до века?

Он просит единения верующих между собой, основанного на единении в Боге.

«Не о сих же молю токмо, – не об одних апостолах, – но и о верующих словесе их ради в Мя: да вcи едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17:20–21).

И вот, через столько веков, через два тысячелетия христианской жизни, мы видим, что приведённый нами в начале слова призыв апостола, слышанный нами сегодня за литургией, к нам относится всецело, как будто написанный и сказанный вчера.

О, зачем, зачем эти наши разделения, наши раздоры и споры?! Зачем православные люди одного народа, одного Царства разделились так резко в суждениях и взглядах, распались на партии, возненавидели друг друга и, наконец, во многих местах обагрили землю кровью, опозорили себя братоубийствами? Зачем это царящее всюду озлобление?

И отчего всё это?

Братие! Дух единый и единые мысли, – то, о чём говорит апостол, – не могут быть у людей, если они предоставлены сами себе, своим только природным силам, ибо силы эти слишком повреждены грехом. Свидетельства, примеры и доказательства такой слабости естественных сил человека мы найдём во всей истории людей. Только высшая, духовная сила, только вера Христова, низводящая силы божественные, только вера может заставить людей, соединившись в великое собрание, именуемое Церковью, забыть зверские наклонности и стремления, уступать всем во имя любви, подчинять себя благому игу закона Господня, сознать, что даже блаженней давать, чем принимать. При таком устроении жизни исполняется великое слово Писания: «Едино тело, един дух... едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4:4–6). Христос Спаситель для того и пришёл на землю, чтобы соединить всех людей в единый союз этой веры – в Церковь. В час Его рождения ангелы воспели об этом грядущем счастье и спасении людей и возвестили на земле мир, в человецех благоволение. В час Его мучительной разлуки с апостолами, имеющими насадить Церковь во всём мире, мы уже слышали, молитва Первосвященника-Господа призывала верующих быть едино. В час сошествия Духа Святого на апостолов, когда утверждено основание Церкви, древнее разделение и вавилонское смешение языков, – плод гордости, неверия и злобы людей, – было уничтожено и заменено противоположным: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва.

И на веки вечные основанием взаимного единения и взаимной любви людей служит вера во Христа, воспринятая нами от апостолов. Им заповедано идти в мир весь и проповедать Евангелие всей твари, научить все народы и крещением во имя Отца и Сына и Святого Духа соединить всех в единую Церковь, в которой должны пасть все прежние разделения эллина и иудея, раба и свободного, мужеского пола и женского. Всяческая и во всех Христос!

Отступите от этого великого единения, – и снова воцарится древнее язычество; отступите от этого единения, – и снова распри и разделения; отступите от веры и Церкви, – и снова кровь и вечная злоба, и снова человек человеку зверь. Тогда не спасёт никакая сила, на которую возлагают надежду сыны века сего. Надеются обыкновенно на просвещение, на развитие закона и права, на правильное устройство государства, на так называемую гражданственность. Напрасные надежды! Если строишь дом из дерева, не ожидай, что он, в конце концов, будет каменным. Силы человека без помощи Божьей не только слабы, но, главное, греховны, а греховность, как закваска, пройдёт во все дела человека, отравит и просвещение, и право, и государство, и гражданственность, она даст разложение умов, порочность сердец, слабость воли, всюду она произведёт разномыслие и вражду и сделает своё дело разрушения. Ведь в государствах, преследующих право и гражданственность, всё основано на прениях и спорах; говорят и уверяют, что эти прения и споры именно и ведут к истине. Пусть так; пусть они могут привести и к истине, но приведут ли они к единению и миру? Приведут, если будут объединены в высшем начале веры и любви, если будут подчинены им и притом не за гнев и страх спорящих, а за любовь и за совесть!

Иначе будут вечно царить самоуверенность, гордость, самолюбие и злоба, а отсюда далеко до мира и единения.

Итак, только в единении веры и Церкви – спасение наше от разделений и раздоров. Ослабело в нас, в русских людях, это единение, и вот поэтому-то и поразило нас глубокое несчастье: споры, вражда и взаимные раздоры. Слишком преувеличенное значение мы придали земным делам, делам устроения царства земного и его порядков, и вот поэтому-то и выросло у нас озлобление одних против других.

Вспомним же единое на потребу! Вспомним, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих! Вспомним пламенную молитву Господа о единении верующих, вспомним наставление апостола, слышанное нами ныне, чтобы не было между нами разделений, но чтобы мы соединены были в одном духе и в одних мыслях! Вспомним, наконец, страдания нашей дорогой родины, гибнущей от распрей и разделений!

Было время, называемое смутным, в истории России, – страшное время, когда разделения и распри привели нашу родину на край гибели. Уже не стало в ней власти, уже не было царя, уже одни части государства шли войной против других, уже столица государства, Москва, была в руках врагов. Но под знаменем веры и православной Церкви, одумавшись и покаявшись, по призыву пастырей и святых обителей, объединились наши предки и спасли гибнущее отечество.

Пусть и устрашит и вразумит нас это воспоминание!

Будем едины в вере и Церкви, будем едино в Боге!

Мир вам, мир всем! Аминь!

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).


Проповеди на праздники:

Наверх