Двенадцатый день. Преп. Исаак Сирин
(Бог обличает и посрамляет неправедных стяжателей).
I. Преп. Исаак, память коего совершается ныне, был родом из Сирии, но проводил подвижническую жизнь в Италии, близ города Сполето. Здесь он устроил сначала для себя малую келлию, но вскоре собралось к нему много учеников, желавших под его руководством спасаться в иноческом житии. Так устроился монастырь, где братия с молитвенными подвигами соединяли телесные труды, возделывая землю в насажденном ими виноградном саду. Преподобный особенно старался внушить братии нестяжательность и трудолюбие, запрещая пользоваться плодами чужих трудов. Он говорил: «я знаю брата, который, когда жал на поле и захотел съесть пшеничный колос, спрашивал хозяина: позволишь ли мне съесть пшеничный колос? Так был осторожен брат от неправедного стяжания, которое обыкновенно начинается с малого и незаметно доводит человека до великого злоприобретения»... Однажды преп. Исаак велел с вечера вынести на ночь в монастырский вертоград все земледельческие орудия, сколько их было в монастыре. Вставши утром, велел приготовить довольное количество пищи и после утреннего богослужения повел братию в сад. Когда они пришли, то увидали столько работающих, сколько было земледельческих орудий. Это были нощные тати, пришедшие для похищения плодов. Бог переменил их злой умысел и обратил к тому, что должно составлять обязанность всякого, желающего спокойно есть свой хлеб, т.е. к труду. Так чудесно посрамленных Богом похитителей преподобный велел накормить и отпустил, снабдив их хлебом.
В другой раз пришли к преподобному чужестранцы в ветхих рубищах и просили одежд для прикрытия наготы своей. Это были люди, под видом нищеты прибегшие к обману, чтобы воспользоваться милосердием преподобнаго, не отказывавшего никому в пособии: они оставили свои одежды в ближайшем лесу, в дупле одного дерева. Преподобный, одаренный от Бога духом прозорливости, провидел этот обман, послал одного из братии принести утаенные одежды и отдал их странникам, обличив их таким образом в недостойном прошении милостыни.
II. Из этих примеров, взятых из жизни преподобного Исаака Сирина, извлечем для себя два назидательные урока.
а) Первый урок тот, что пред всевидящим оком Божиим все открыто и еще в здешней жизни, по суду Божию, не бывает «ничего тайнаго, что не сделалось бы явным, ни сокровеннаго, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8:17). Всякая ложь, обман и хищение, как бы ни были лукаво скрыты человеком, большею частию или прямо открываются и наказываются стыдом и гражданскими взысканиями, или сопровождаются ниспосылаемыми от Бога бедствиями для вразумления нарушителей заповедей Божиих. Ежедневный опыт научает нас, что зле приобретенное зле и погибает. Вносящий неправедное стяжание в дом свой все равно, что вносит огонь, поядающий и то достояние, какое он имеет, – потому что легкая нажива неправдою и обманом отучает человека от благотворного трудолюбия, приучает к праздности, которая есть мать всех пороков, и таким образом неизбежно ведет человека к нищете и погибели. «Сеявый злая, пожнет злая: язву же дел своих совершит» (Притч.22:8), говорит Премудрый. Если же в настоящей жизни и сокроет человек следы своих тайных преступлений и неправды в отношении к ближним своим, то не избегнет он будущего праведного мздовоздаяния, когда приидет Господь, «Иже во свете приведет тайные тьмы и объявит советы сердечные». (Кор. 4, 5).
б) Из примера пр. Исаакия мы также научаемся тому, что в тех случаях, когда наше внешнее благосостояние страдает от обмана и хищения злых людей, мы не должны воздавать злом за зло. Предоставъте суду Божию и правосудию гражданскому нарушителей правды и законов общежития, но в душе своей «любите врагов ваших... и молитесь за обижающих вас» (Мф.5:44). Не без воли Божией бывают с нами беды от коварства злых людей: в каждом из подобных случаев истинный христианин должен усматривать Божие посещение для нашей же пользы душевной. Воздавать же злом за причинение нам ущерба во тленных и скоро преходящих благах значит наносить еще больший ущерб душе своей, лишая ее драгоценного дара любви, который есть самое высшее для нас благо, как «совокупность совершенства» (Кол.3:14). Поучимся же, братие, по слову апостола, «побеждать благим злое» (Рим.12:21), дабы пробудить совесть нарушителей правды и предохранить их от дальнейших преступлений силою любви долготерпящей и прощающей.
III Молитвами препод. Исаака Сирина да избавит нас Господь от греха неправедного стяжания и да сохранит нас Он от мести нашим врагам. Аминь.
18 апреля 1896 г