Две жизни (25/12 мая 1927 г.)
(Письмо Другу)
«Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3:36).
При самом общем взгляде на современную жизнь в стране нашей, ты можешь видеть, Дорогой Друг, совершенно противоположные течения: атеистическое и православное, или христианское. Что такое атеизм по своему существу? Это жизнь без Бога и с вызовом Богу; это такое стремление поставить человека на место Бога, обойтись собственными силами в своей жизни и деятельности. Атеист – не только грубый развратник, не желающий знать никаких основ морали и Божьего закона. Атеист – и тот ученый, который сделал науку своим идолом, и если не занимается открытой антирелигиозной пропагандой, однако, не молится Богу, боится открыто исповедовать свою веру, не заявляет о себе, что он верующий, словом, не живет христианской жизнью, допуская разве лишь присутствие какой-то отвлеченной силы высшей в мире. А что такое христианство истинное? (Я не имею в виду его фальсификацию – католичество, протестанство, обновленчество и проч.). В чем сущность православия7 Православие – это смиренная жизнь в Боге. Тот, кто имеет духовную жизнь, кто живет христианской жизнью, видит постоянно Бога около себя (Пс. 15), всякий шаг своей жизни сообразует с волею Божией, Бога положил центром своей и всемирной жизни. И, если когда согрешит, даже и тяжко, бежит со слезами покаяния к православному пастырю, чтобы в таинстве покаяния открыть ему свои грехи и получить прощение их чрез священника от Самого Бога.
Ты видишь, Дорогой Друг, как атеизм старается изменить лик земли нашей, всюду насаждая безбожие и жизнь без Бога. Не только взрослые, но и юноши, и отроки, и маленькие дети вовлекаются в неверие. Стараются изо всех сил создать новый тип человека в стране нашей. И он уже виден. Вот этот наглый отрок, с насмешливым лицом, не признающий ни старости, ни женщин, не знающий ни жалости к несчастным, с беспокойным странным взглядом, с десяти лет знающий разврат и вино; бесстрашный, кидающийся с палкой, а то и с ножом на своего обидчика и нередко даже убивающий его в порыве злобы. Где детская веселось личика, миловидность, где стыдливость, которая так умиляет взрослых? Где покорность и нежность сердца детского? Его любовь и слезы пред всяким несчастием? Где незлобие и светлость взора детского? Ничего этого нет в современных маленьких атеистах. Неверие отняло у ребенка веру в Бога и тем опустошило детскую душу и все светлое. Так набежавший мороз уничтожает ранние весенние, нежные побеги растения, и они погибают, не успев расцвести.
Какова же конечная цель атеизма? Свести всю деятельность человека на землю, землю сделать раем. Все силы человеческие направить, все свои таланты – к тому, чтобы устроить из земли уютный уголок, где бы провести в роскоши и всевозможных удобствах свою жизнь, не вовсе о будущем, отрицая будущую жизнь. Мне думается, я не преувеличу, Дорогой Друг, если скажу, что идеалом нашего атеиста, пусть из самой бедной семьи, является богатая, роскошная вилла, где-либо на берегу моря; то есть идеал сытого, животного прозябания был, есть и останется конечной целью всех людей, потерявших Бога и духовные интересы. И заметь, Дорогой Друг, что люди никак не хотят видеть всей призрачности этого идеала: устройства счастия на земле, хотя история прошедших времен и история текущей жизни учит нас ясно, как жалко и ничтожно все это счастие земное.
Хочется сказать этому неверующему: «Вот у вас где-нибудь, в самом лучшем месте страны, допустим в Крыму, прекрасный участок земли, уютный домик, со всеми удобствами, семья ваша здорова и вы занимаетесь сообща разработкой земли, огородничеством, виноделием. Но ведь не везде такое приволье, как у вас. Может случится, что в один день какой-либо злой человек, оборванный, голодный, холодный, вместе с другими такими же бедняками увидят ваше «счастье» и покончат с вами и семьей вашей и захватят все ваше достояние. Вы возразите: закон вас защитит! Пусть так, но мы ведь видим на каждом шагу подобные нападки и убийства, хотя и существует строгий и сильный закон! Притом, вот нашествие неприятеля, от которого никто не гарантирован. И как раз идет война в вашей полосе и вы лишаетесь всего своего хозяйства и уюта. Ну, пусть в течении долгих лет вашей жизни не будет ни одного грабежа и ни одной войны. А смерть? Ведь она же наступит для вас. Вы скажете: я уже пожил, теперь умру спокойно. Нет, так не говорят люди, не верующие в будущую жизнь и отдавшие все свои силы земле. Напротив, они страшно боятся неизвестности и невыносима для них разлука с удовольствиями и удобствами земли, в коих они жили. Итак, к чему же вы стремитесь? К счастью, которого, в конце концов, придется лишиться! Жалкое счастье!»
А в чем счастье христианина? В общении с Богом, источником всякого блага. Господь милосердный дает душе нашей мир, покой, радость. Это настроение блаженства духовного начинается у нас еще здесь, на земле, но в полной мере оно будет нашим уделом в жизни той, вечной, согласно утешительным словам Спасителя, сказанным всем ученикам Христовым: «Вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). В земной жизни христианин разнообразными путями Господними готовится к восприятию этой блаженной жизни со Христом, в вечности. И это наблюдается не только в жизни иноков и пастырей Церкви, но и у всякого православного христианина, живущего по заповедям Божиим, на каком бы поприще мирском он не служил бы. Все мы, православные, составляем одну Церковь Христову, причащаемся от единой Чаши Христовой, все молимся друг о друге, как части одного и того же тела церковного: «один хлеб и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Все мы, чада Божии, призываемся быть едино, согласно словам Спасителевой молитвы: «Не о них же только (Апостолах) молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут в Нас едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино» (Ин. 17:20–21). И чем больше у нас развита способность к восприятию благодатной жизни во Христе, тем радостнее чувствуем мы общение с Богом здесь и познаем блаженство в жизни будущей, вечной…
Очень хорошо по этому вопросу говорит профессор Тареев. Я позволю себе привести, Дорогой Друг, здесь эти суждения сравнительно в пространном для каждой моей статьи виде.
«Мы живем в надежде воскресения. К чему же мы воскреснем? Не к земной жизни. Нет ничего противнее духу христианства, как думать, что загробная жизнь есть продолжение нашей видимой земной жизни, с ее личными интересами и внешними благами. Плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия, и тление не наследует нетления (1Кор. 15:50)» (Проф. М.М. Тареев. Цель и смысл жизни. Духовная жизнь. Гл. 5. Вера и церковь. 1901. Кн. 9-я, 565–566). Залог воскресения, хотя он совершится силою Божиею, мы уже теперь носим в себе самих. Жизнь загробная не есть продолжение нашей жизни с ее личными интересами, но она есть восполнение нашей духовной жизни, так что и теперь уже мы, хотя и не вполне, живем вечной, невидимой жизнью. Наша духовная жизнь – это небольшая искра, а жизнь загробная – это та же искра, но разгоревшаяся во всеобъемлющее пламя. Посему наставляет св. Макарий Великий: «Постараемся верою и добродетельною жизнью здесь еще приобрести себе оное одеяние, чтобы нам, болезненным в теле, не оказаться нагими, и тогда в день оный ничто не прославит плоть нашу. Ибо в какой мере сподобился каждый за веру и рачительность стать причастником Св. Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его. Поэтому каждый из нас должен подвизаться и трудиться, тщательно упражняться во всех добродетелях, веровать и просить у Господа, чтобы внутренний человек еще ныне соделался причастником оной славы». Блаженный Диадох говорит: «Если кто возлюбит Бога еще в сей жизни посредством подвижнических трудов, такой весь делается домом Святого Духа; ибо такой еще прежде смерти воскрес». Кто не приобрел здесь радости о св. Духе, тот является неспособным к блаженству загробной жизни» (Проф. М.М. Тареев, там же, 566–567).
Ты видишь, Дорогой Друг, что неверие всеми силами старается направить людей в сторону, совершенно противоположную от вечного блаженства, духовной радости в этой жизни и будущей, привязывая и указывая им идеал в земной, изменчивой и продажной, призрачной колыбели счастья! Представь себе ужас этих бедных людей, направляемых вождями неверия, когда они предстанут пред Богом на страшном суде, которого никто не избегнет (Мф. 25:32). Они узрят иной мир, для них чуждый, непонятный и страшный. Вся жизнь этих несчастных связана с землей, с ее наслаждениями и интересами, а здесь все это не нужно и вредно; здесь – иное сердце, иные понятия. А верующие будут чувствовать себя в своей сфере, ибо с Богом, с жизнью будущей связаны все их думы в жизни земной; ко всему небесному они все время готовились, ждали вечного блаженства.
Страшная вечная гибель ждет всех неверующих в жизни будущей, ничто не избавит их от этого ужаса. «И ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. Кто имеет уши слышать – да слышит» (Мф. 13:42–43). Как же преступна и страшна вся деятельность неверия, если она ведет людей к вечной гибели. И как велика и благодетельна работа всех тружеников Христовых, призывающих и указывающих людям пути к блаженству истинному, полному, вечному…
Но весь ужас положения наших детей я вижу, однако, еще не в деятельности сотен и тысяч сознательных, упорных врагов Бога и Церкви Его. Такие богоборцы были даже и при Спасителе. Святость и мудрость Богочеловека не смягчали озлобления, их вражды к Богу. И при деятельности учеников Спасовых, апостолов и пастырей Церкви, находятся неверующие, открыто ведущие борьбу с Богом и Церковью. В этом и заключается ужас, что люди легко мыслящие, целыми толпами, особенно молодежь, идут к вечной гибели, не желая ни ведеть, ни слышать о другом, спасительном пути – веры в Бога! А если и идут по религиозному пути, то по ложному, вне двора Христова. Одна есть Церковь Православная! Тем усерднее должны мы с тобою, Дорогой Друг, звать всех в Церковь Православную, к Богу, в Его Царство Небесное, блаженное, подражая, по мере своих сил своему Божественному Учителю и призывая Его всесильную благодать себе в помощь. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).
25/12 мая 1927 г.