Две печали ради Царства Небесного

Две печали ради Царства Небесного

Будем сегодня, как дети, жаловаться Господу на свою душу и говорить Ему: «Господи, душа моя болеет гордостью, завистью, гневом, леностью, тщеславием и плотскими страстями. Господи, исцели нас! Если Ты не уврачуешь, мы погибнем от зла». Есть ли ответ на этот крик изболевшихся душ? Да. Господь устами апостолов Своих утешает нас и показывает, как грешник может прийти к Богу, достичь мира в совести своей. Апостол Павел свидетельствует, что кто сокрушается о своих грехах, печалится о них, тот совершает бесповоротное покаяние во спасение. А святой апостол Иаков говорит, что кто молится и печалится о других грешниках, тот и сам спасается: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» и еще: «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Итак, печаль о себе, что мы злы и порочны, с желанием быть добрыми, и печаль о других погибающих – вот что может привести нас к душевному миру и спасению. Понудим прежде печалиться о себе свою душу. Помните блудного сына в проповеди Христовой? Он насладился вечери небесной не прежде, как пришел в сокрушении духа к отцу своему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Знаком нам хорошо и евангельский мытарь. Он пошел в дом свой оправданным лишь после того, как в храме, стоя вдалеке от святилища, не хотел очей возвести на небо, но бил себя в перси, говоря: «Боже, милостив буди мне грешнику». Кто был апостол Павел? Верховный апостол. Вот что он в сокрушении спасительном говорил от всего сердца: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».

И мы должны размягчать свои души, как блудный сын и мытарь, если мы окаменели, если равнодушны к своему душевному состоянию. Не размягчается сразу земля, иссохшая от зноя, после росы или даже от проливных дождей, не сразу подымаются приникшие к земле колосья после орошения влагой. Так и наши души. Чтобы они умилялись, легко чувствовали свое зло, мы должны потрудиться в молитвах, коленопреклонениях и размышлениях о спасении своем. Чаще будем повторять молитвенное воздыхание святых: «Боже, милостив буди мне, грешному», «Создавый мя, Господи, спаси мя», «Без числа согреших, Господи, спаси меня, грешного», «Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси нас, грешных», «Ангел-хранитель мой, моли Бога о мне, грешном». Читайте в свободные минуты имеющиеся в каждом полном молитвеннике каноны Иисусу Христу, Божией Матери и ангелу-хранителю. Станем вслушиваться и в молитвы церковные. Здесь можно почерпнуть много трогательных сердцу истин. Например, такие воззвания: «Покаяния время, что ленишься, что нерадишь, брате. Покаемся, да не останемся вне чертога Христова рыдающи». Прибавьте к молитве частые земные поклоны, они смиряют гордость нашу и побуждают в душе покаянную печаль. Наконец, и дома утром перед делами или вечером перед сном подумаем хоть немного о том, как коротка наша жизнь, как непостоянны блага земные, внезапен час смерти; помыслим о страшных мучениях за нераскаянные грехи и воздаяниях праведным; приведем себе на память, каковы наши немощи и сколько их у нас. И вот настанет час, когда сделается нам больно от сознания своих грехов. Тогда благодать Божия коснется наших душ, отпадет от них камень бесчувствия, мы ощутим всю свою нищету, заскорбим, сокрушимся. В душе родится потребность скорее выбросить всю накипь греховную. Так от печали душевной Господь приведет нас к исповеди чистосердечной, сокрушенной и смиренной.

Когда мы приходим каяться, часто не сознаем и грехов своих, говорим одно: во всем мы грешны. Когда же обучим себя держать перед глазами свои немощи, тогда подробно расскажем о них своему духовному отцу без его вопросов. Ведь истинное покаяние есть то, при котором мы сами рассказываем о своих пороках подробно, стыдясь своего зла, прогневляющего Бога, и обязательно рассказываем, не извиняя себя, а как подсказывает совесть. За такую исповедь Иисус Христос очищает душу, и нам делается очень радостно. В душе прорывается гнойная опухоль, и человеку после этого становится легко. Настолько велики сокрушения. Сокрушалась праведная Анна и получила дар от Бога – пророка Самуила. Сокрушалась грешница в доме Симона-прокаженного и удостоилась отпущения грехов от Спасителя. И нас сокрушение омоет от грехов, обрадует нас пресладкой радостью. Конечно, требуется сокрушение не одного дня, а в течение целой жизни.

Некоторым из нас Господь дал, кроме печали о себе, печаль и о других душах. Ныне во многих домах поселились три недуга: неверие, разврат и пьянство. У многих есть родные, болеющие какой-либо из этих болезней. И кто по любви Христовой болеет, терзается сердцем за несчастных неверов, развратников и пьяниц, с упованием взывает к Богу об их исправлении, тот не только стяжает состраданием венец мучеников, но и покрывает терпением множество своих грехов и может действительно спасти погрязшие в названном зле близкие себе души. Аминь.

Наверх