Двадцатый день. Поучение 1-ое. Св. пр. Илия

Двадцатый день. Поучение 1-ое. Св. пр. Илия

(В чем мы должны подражать св. пр. Илии?)

I. Св. пророк Илия жил за восемьсот слишком лет до Р. X. и происходил из города Фесвы, поэтому и называется фесвитянином. Когда еврейский народ предался идолопоклонству, то в наказание за это Илия предсказал, что в еврейской земле не будет дождя, – и не было его три года с половиною. Во время бесплодия, происшедшего от засухи, пророк Илия сначала был питаем воронами, которые приносили ему мясо, а потом жил у вдовы сарептской. Несмотря на то, что у этой вдовы была только горсть муки и немного елея в сосуде, – ни мука, ни елей не оскудели во все время, пока жил у нея Илия. У этой вдовы умер сын, но Илия умолил Господа воскресить отрока. Из ревности своей к вере в Господа Илия избил вааловых жрецов, по принесении Богу жертвы, на которую сошел огонь с неба, и потом возвестил, что скоро пойдет дождь, что и исполнилось. Пророк Илия был так угоден Богу, что удостоился явления ему Господа «в гласе хлада тонка». Нечестивый царь Ахаав с беззаконною царицею Иезавелью, а по смерти их такой же нечестивец, сын их Охозия, постоянно преследовали пророка Илию и искали его смерти; но те, которые покушались убить его, сами были побиваемы огнем небесным. И жизнь Илии была исполнена чудес и преставление его было чудесно. Он не умер, как умирают все прочие люди, он был взят вихрем на небо на огненной колеснице, запряженной огненными конями.

Во время преображения Господня, он явился с Моисеем и беседовал с И. Христом, чему были свидетелями свв. ап. Петр, Иаков и Иоанн.

II. Ублажаемый ныне праведник принадлежит, братия, к числу тех великих мужей, кои, как звезды, сияли на тверди церкви ветхозаветной, до восшествии Солнца правды – явления во плоти Сына Божия. Мы называем сего праведника «пророком», за особенную решительность предсказаний его; но еще с большею силою приличествует ему название чудотворца. Чего не происходило по гласу Илии? Небо и заключалось, и отверзалось, и не давало дождя, и проливало целыя реки; огнь ниспадал на жертву и потреблял самую воду, коею она была окружена. Чего не произошло и для Илии? – Вороны доставляли ему пищу, Иордан обнажал дно свое и проводил его по-суху; Сам Бог являлся Илии так, как не являлся никому после Моисея. Конец жизни, состоявшей из чудес, еще чудеснее: Илия возносится на небо на колеснице огненной, как не возносился никто прежде, и, вероятно, не вознесется никто после.

И несмотря на все это, «Илия», по слову апостола, «бе человек подобострастен нам» (Иак.5:17)! Когда подумаешь о сем, братия, то в иное время тотчас возносишься как бы на высоту, а в иное – как бы упадаешь долу. В минуту святого восторга хочешь возвыситься в мыслях до высоты праведника, распространиться в действиях до его круга деятельности, слышишь внутрь себя голос, что «Бог Илиин» (4 царь. 2, 14) есть Бог всех и каждаго, что у Него не одна огненная колесница, а «тмы тем» (Пс.67:18). А в минуту слабости духа взор невольно поникает долу пред образом праведника, трудно бывает верить, что все это совершено с нашею бренною плотию, думаешь видеть одну картину, начертанную рукою благочестивого художника, стоишь в мыслях у подошвы Хорива, и не смеешь войти в пещеру, где является Господь. Так бывает при мысли и о других великих праведниках: дух парит к ним и с ними, как с своими, а плоть отрицается от них, как от чуждых, неподражаемых.

Чему же именно должно подражать нам в Илии?

а) Ужели дивным делам его, в коих он являлся превыше всея природы? А что же, возлюбленный, если бы мы сказали тебе – подражать и этому? Разве бы сказали неправду? – Разве верующим во Христа не обещано знамений? «Знамения же веровавшим», говорит Сам Спаситель, «сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16:17-18). Много сказано: но не думай, чтобы здесь было перечислено все; и это многое указано только для примера. Ибо послушай, что́ говорит еще в другом месте Сам Спаситель: «веруяй в Мя дела, яже Аз сотворих, и той сотворит, и больша сих сотворит» (Ин.14:12). Мало ли творил чудес Спаситель? Но вот, обещаются еще большие дела. Кому? верующему, следственно и тебе, если веруешь как должно. Нам кажется это невозможным, потому что мы далеки от высоты совершенства христианского, – так, как человеку, стоящему во рву, все кажется выше его.

б) Будем подражать и добродетелям св. пр. Илии.

Много было в Илии чудес, но еще более добродетелей. Будем подражать добродетелям, когда не можем подражать чудесам. Добродетели лучше чудес; ибо от них и все чудеса, а чудо еще не дает само по себе добродетели.

Будем подражать «воздержанию» Илии, по коему он три года питался мукой и елеем.

Будем подражать святой «наклонности к уединению», по коей он едва не всю жизнь провел в пещере.

Будем подражать «смирению», по коему Илии не хотелось иметь даже в Елисее свидетеля своего вознесения на небо.

Паче же всего да возлюбим «ревность» Илиину «по славе Бога истиннаго». Говорю: «паче всего», ибо святая добродетель сия приходит у нас едва не в совершенное забвение. Коснутся каким-либо образом нашей чести, мы выходим из себя, готовы отдать за нее нашу жизнь. А честь веры и ее святейших таинств, а честь Искупителя нашего и будущего Судии, а честь общей матери нашей церкви для многих – ничто! Говорите при них, что угодно, против всего святого, они не скажут ни слова в защиту, будут находить удовольствие в ваших словах, может быть полюбят вас за это. Так ли должно быть между истинно верующими? Не явный ли это знак, что у таких людей нет веры в сердце, что они – тайные язычники? – А мало ли таких!

Посему-то мы и приглашаем подражать ревности Илии. – Как подражать? Мечем Илииным? – Нет, он в руках предержащей власти, которая всеми действиями своими доказывает, что она, по выражению апостола, «не без ума мечь носит» (Рим.13:4); а во-первых, – примером благим, то есть личным уважением твоим ко всему священному, во-вторых, словом благим и убеждением, коль скоро будешь остановлять порывы безумия и вразумлять людей буиих и ненаказанных. По крайней мере не слушай хульных речей, не улыбайся, когда сдышишь их, а беги, если можешь, от говорящаго. Как бы много сократилось нечестие, если бы наказывалось хотя одним невниманием! Аминь.

                                                                                                                                                                                                          26 июля 1896 г.



Наверх